ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Ефрем Сирин, преподобный

1. Св. Ефрем Сирин. "Духовные наставления". М., Правило веры. 2. Преподобный Ефрем Сирин. "Избранные слова". М., Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2002.

Еще в первые годы жизни мальчика Бог показал будущее величие этого ребенка в видении или сне — на языке мальчика выросло виноградное дерево, которое так разрослось, что своими побегами покрыло всю землю, и было так плодоносно, что, чем больше клевали птицы виноград, тем больше рождалось гроздей. Из-за этого видения мальчика и назвали Ефремом (в переводе с еврейского — плодовитым).

Он родился в начале четвертого столетия Низибии, главном городе северо-восточной части Месопотамии. Его предки были нищие, питавшиеся милостыней, деды и родители — бедные землевладельцы. Небогатая, незнатная семья была настоящей христианской семьей, маленькой церковью. Сам преподобный писал о своей юности: "Родившие меня по плоти внушили мне стpax Господень. Видел я соседей, живущих в благочестии, слышал о многих, пострадавших за Христа; отцы при мне исповедали Его пред судьей, я родственник мученикам". 
Преподобному Ефрему предстояло пройти большой путь, чтобы потом передать полученный опыт другим…

Родители воспитывали сына в благочестии, но мальчик отличался вспыльчивым, раздражительным характером: "Был я злоязычен, бил, ссорил других, препирался с соседями, завидовал, к странникам был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, из-за маловажных дел начинал ссоры, поступал безрассудно, предавался блудным замыслам и блудным мыслям, даже и не во время плотского возбуждения". Были даже сомнения в Промысле Божием: "В юности, когда жил я еще в миру, нападал на меня враг; и в это время юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни случайно. Когда корабль без руля, хотя кормчий и стоит на корме, идет назад, или вовсе не трогается с места, и иногда и опрокидывается, если не придет к нему на помощь или Ангел, или человек: так было и со мною".

Но Промысел Божий не оставил юношу. Несправедливо обвиненный в краже овец, посаженный в темницу, он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Вскоре после освобождения юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником.

Среди низибийских отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Иаков. Преподобный Ефрем стал одним из его учеников, смиренным, сокрушенным пустынником, день и ночь оплакивающим свои грехи и с благоговением поучающимся в Законе Божием. 
С этих пор мы видим в Ефреме совершенную покорность путям Промысла и истинно подвижническую твердость в перенесении искушений. 
Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви — поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова, до его кончины.

После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь ни увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом, который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Но сокровища, которые он черпал из слова Божия, оставались, по смирению Ефрема, сокрытыми от других, пока один прозорливый старец не поведал инокам о своем видении. Однажды старец, выйдя ночью из своей пещеры, увидел лик Ангелов, блистающих небесным светом. Один из них держал в руках большую книгу, или свиток, исписанный снаружи и изнутри. Обращаясь к другим Ангелам, он спрашивал, кому отдать эту книгу. Ангелы указывали то на Иулиана, то на других подвижников, но Ангел сказал, что никто сейчас не достоин этой книги, кроме Ефрема — и вложил в его уста таинственный свиток. Может быть, после этого видения Ефрема и стали называть пророком Сирским.

"Вера рождает добрую мысль; а добрая мысль — река воды живой. Кто приобрел ее, тот напьется ее воды" — эти слова преподобного Ефрема Сирина могут быть отнесены и к нему самому. Его душа, напитанная живой водой слова Божия, изливалась потоком умилительных наставлений. Его слова, согретые живым чувством, доходили до сердец. К нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно, и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство. Немало потрудился он и в истолковании Священного Писания— объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников тождество Христово, Крещение), Воскресение, погребальные песнопения. Его покаянная молитва "Господи и Владыко живота моего..." читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками святой Давид, по преимуществу, псалмопевец; между святыми отними Церкви преподобный Ефрем Сирин — по преимуществу молитвенник.

Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого, который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти. Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным ее.

По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни. 
По наиболее достоверным свидетельствам, преподобный Ефрем скончался в июне 373-го или 372 года.



Оцените:
Яндекс.Метрика