ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Кирилл, святитель Александрийский

Арх. Иларион (Троицкий). "Христианства нет без Церкви". М., Сретенский монастырь, 1995.

Кирилл - архиепископ александрийский ( в 444 г.), отец церкви. Племянник и преемник (с 412 г.) по кафедре знаменитого Феофила, он под его руководством получил отличное образование, как в богословии, так и в науках светских, особенно в античной литературе, и довершил свое воспитание в обществе монахов Нитрийской пустыни. В 403 г., вместе с Феофилом, был на соборе в Константинополе, осудившем Златоуста.


Свою епископскую деятельность Кирилл открыл гонением на еретиков-новациан, которые были изгнаны из его епархии, и иудеев, которые были отчасти изгнаны, отчасти избиты, с конфискацией их имуществ. Эта мера Кирилла вызвала против него неудовольствие александрийского префекта Ореста; монахи Кирилла, со своей стороны, отвечали открытыми оскорблениями префекта, а один из них даже ранил его камнем, за что был казнен. Кирилл провозгласил его страдальцем за истину и похоронил с почетом. До позднейшего времени на Кирилла тяготело обвинение в подстрекательстве параболан (корпорация санитаров) к убийству знаменитой Гипатии; оно опровергнуто лишь в 1881 г., исследованием католического ученого Коппалика. Когда константинопольский епископ Аттик предложил Кириллу внести в церковные диптихи имя Златоуста, Кирилл отказался, что объясняют обыкновенно искренним убеждением Кирилла в законности низвержения Златоуста. Лишь в 418 г. им было исполнено предложение Аттика, благодаря убеждениям его друга Исидора Пелусиота, влияние которого вообще смягчило суровый характер управления Кирилла.

С 419 г. деятельность Кирилла почти всецело посвящена борьбе с ересью Нестория; этому способствовал, между прочим, давнишний антагонизм Александрии против Антиохии, которой принадлежал Несторий по рождению и образу мыслей (антиохийская школа богословов), и Константинополя, которому, со времени перенесения туда императорской резиденции, Александрия должна была уступить свое место в ряду патриархатов. Александрийская школа богословов искони была защитницей церковного учения и в своем богословствовании не шла далее интерпретации его, тогда как школа антиохийская была органом богословия спекулятивного и рационалистического. Несмотря на то, что Несторий пользовался покровительством самого императора, что его сторону держали патриархаты Антиохийский и (отчасти) Иерусалимский и свободомыслящие всей империи, победа Кирилла была полная: в своих сочинениях он защитил и сформулировал "веру Церкви" по спорному вопросу, по общему признанию, настолько полно и ясно, что его учение стало учением всей Церкви

Ф. X. Баур говорит о богословии Кирилла с величайшим уважением. Некоторые церковные историки (например, Неандер) считают Кирилла несвободным от крайностей, другие (например, Дорнер) признают Кирилла первым богословом V века. Уже после Ефесского собора Кириллом составлены объяснения на "анафематизмы", "Объяснение учения о воплощении сына Божия", "Замечания на мнения Феодорита Кирского", "Апологетик к императору", "Изъяснение символа Никейского", "Изложение учения о св. Троице", "Пять книг против Нестория". Кроме того, от него дошли до нас толкования на книги: Песнь Песней, пророка Исаии и малых пророков, на Евангелия от Луки и Иоанна, на Послания к коринфянам и к евреям и др., сочинения о поклонении Богу духом и истиной и о "О вере христианской" (против Юлиана).



Оцените:
Яндекс.Метрика