Иоанн
Ответы святых на ваши вопросы Зачем паломничать в монастырях? Как стать паломником Рассказы паломников


2 июня 2002 г.

Первое паломничество, Соловецкий монастырь


Я трудничал не раз в разных монастырях. Всегда получал то, что хотел, от этого занятия. Но хочу рассказать, как это произошло в первый раз √ возможно, это будет интересно тем, кто еще ни разу не пробовал.
Был я по путевке от ╚Радонежа╩ на Соловках году в 1998. Путевка недельная, за это время нам должны были показать почти всё, что там есть. Несмотря на то, что приехали мы от ╚Радонежа╩, экскурсии вели местные музейщики. А они √ люди увлеченные, рассказывали о том, что интересно им самим. Археолог √ о своих археологических открытиях, понятных ему одному, и т. д. В общем, совсем не о том, что интересно человеку хоть немного религиозному. Чтобы все-таки немного приблизиться к местной жизни, к истории знаменитого монастыря, я в один из дней отказался от самой интересной поездки √ на остров Анзер √ и попросился у настоятеля день поработать на благо монастыря.
Настоятель благословил меня поработать на разборке монастырской гостиницы. Гостиницей это здание служило до революции, а при советской власти пришло в запустение, коровы прятались в нем от свирепого северного ветра и дождя. Поэтому в здании образовался слой нечистот, как в коровнике. Из коровьего навоза необходимо было выбирать целые кирпичи и половинки, загружать их в машину для последующего использования.

Казалось бы √ работа менее чем вдохновляющая. Тем более для человека, который всю жизнь был избалован интересной и значительной (в экономическом смысле) творческой работой, ╚ворочал╩ миллионами долларов, хотя и не своих. Но вот чудо √ если несмотря на творческое удовлетворение, в своей обычной жизни я был постоянно утомлен работой, мне чего-то не хватало, тут я ощутил удивительную радость, покой, ощущение глубокой осмысленности своего труда. В общем, я ощутил себя на своем месте.
Нас было трое. Инженер с остановленного московского завода и какой-то парень, которого сослала сюда мать, дав денег на дорогу в один конец. У здоровяка-парня кирпичи от равнодушия выпадали из рук. А доброволец-москвич явно испытывал ту же радость, что и я.
Здание было аварийное, пол и лестницы готовы были провалиться. Но москвич сказал: ╚Настоятель благословил, ничего не случится╩. Действительно, все закончилось благополучно.
Так я узнал, какую благодать дает Господь даже за наше малое желание потрудиться во Славу Божию. За воплощенное, конечно, желание.
Паломничество в монастырь. Фото Д.СеменикаПаломничество в монастырь. Фото Д.Семеника


Мое первое послушание в монастыре Оптина Пустынь


Побывав однажды в Оптиной пустыни, я полюбила ее навсегда и старалась как можно чаще там бывать. От других паломников я уже слышала о возможности остаться на послушание и сама об этом мечтала, но у меня никогда не было возможности остаться там более двух дней, так как приезжала я с экскурсией только на выходные и старалась не пропускать удивительные оптинские службы. А однажды я вдруг неожиданно взяла и осталась еще на 3 дня, в то время как экскурсия уехала обратно в Москву.
Проводив автобус, я пошла проситься на послушание. Мне очень повезло, так как определили меня на мойку в братскую трапезную! Признаться, я даже и не мечтала когда-нибудь попасть туда: мне казалось, что это что-то недоступное. Я пошла в трапезную, и меня сразу приставили к мойке. Посуды было много, помощников двое (мужчина и женщина, оба средних лет), все было, как мне показалось, понятным, и я приступила к послушанию. Через полчаса выяснилось, что все я делаю не так, как надо, и мне пришлось буквально с нуля познавать технику быстрого мытья большого количества посуды. Поначалу я недоумевала, зачем набирать большие чаны с водой и в них мыть посуду, когда вода спокойно течет из крана, и можно хорошо промыть каждую тарелку. Только спустя время я поняла, что только так можно было справиться с тем огромным объемом работ на этом послушании.
Наш помощник был главным на мойке и строго следил за порядком: не разрешал разговаривать, проверял, тщательно ли мы с женщиной выполняем свое дело, укладываемся ли в график. Меня больше всего поражало в нем то, что он все время непрерывно и хорошо работал, не останавливаясь и не отдыхая ни минуты, знал абсолютно все на этой мойке, старался всем помочь и следил за тем, чтобы все делалось правильно. Со стороны мне показалось, что он один выполнял работу нескольких здоровых людей, и без него мы бы просто не справились. Он всегда приходил раньше и уходил позже. Некоторые дела он нам просто не доверял. Я впервые увидела, как взрослый мужчина мыл полы, посуду, столы так, как это не сделала бы ни одна хозяйственная женщина.
Паломничество в монастырь. Фото Д.Семеника Паломничество в монастырь. Фото Д.Семеника Паломничество в монастырь. Фото Д.Семеника
Мойка находится между кухней и самой трапезной, где обедают и ужинают монахи завтрака в монастыре нет. Монахи приходят на трапезу после литургии и после вечернего богослужения. Каждая трапеза начинается с общей молитвы (иногда коленопреклоненной), где монахи дружно поют молитвы, кондаки и тропари, а потом наместник благословляет пищу, и все садятся кушать. Один из монахов избирается для духовного чтения во время трапезы: он читает душеполезную святоотеческую литературу, в то время как все остальные молча вкушают пищу. Трапеза заканчивается также общей молитвой, после которой все монахи заносят к нам на мойку посуду и расходятся по кельям. Самым сложным является момент, когда в течение 10 минут необходимо на один небольшой стол суметь разместить поднос каждого монаха (а их 150 человек в монастыре), причем на каждом подносе по 2-3 тарелки, несколько приборов, стакан, остатки пищи. И вот, в результате, после того, как все монахи расходятся, посудомойщики оказываются перед горой посуды, которую мы моем все последующие часы до следующей трапезы. Бывали случаи, когда мы разбивали посуду, за это было очень и очень стыдно. Но бывали и чудеса: иногда тарелки летели на пол с большой высоты и не разбивались. Больше всего меня поразил случай, когда мы смахнули целый поднос с красивыми игуменскими блюдцами, которых было ровно по количеству игуменов, все внутри сжалось от страха, а поднос со стола налетел на поднос со стаканами, сбил его, все это ударилось об пол и НИЧЕГО НЕ РАЗБИЛОСЬ! Конечно, труд на мойке был тяжелым. Бывало, и голова нестерпимо болела, и напарница много разговаривала и отвлекала, и руку, порой, порежешь о разбившееся горлышко банки, и все равно я выходила с чувством большого счастья! Через день я уже позабыла про Москву, про родных, про институт мне просто хотелось побыть здесь как можно дольше. На службу мы попадали только вечером, и то только на Помазание. Но, как нам сказали в самом начале: послушание выше поста и молитвы, и у нас, действительно, не было времени попасть на богослужение, но зато те считанные минуты, которые мы проводили в храме, казались особенными и запомнились на всю жизнь.
В день моего отъезда я попросилась опять на послушание, хотя меня от него уже освободили. В те дни как будто вся жизнь моя сосредоточилась в той маленькой комнате среди кучи немытых тарелок, но среди уже полюбившихся мне людей. Мне было очень грустно уезжать, но моя грусть сразу прошла, как только я подумала: А ведь мне никто не мешает и дома так же трудиться и любить жизнь, ведь там тоже свое послушание! Ответственный по кухне сказал мне на дорогу: Вот, Вы научились, как надо жить, а теперь езжайте домой и поступайте там так же! Но и Оптину не забывайте, приезжайте! Оптина будет всегда ждать Вас!
Я поехала, и в дороге со мной неожиданно произошло чудо! На дорогу у меня было отложено ровно 39 рублей. Я знала, что больше мне не понадобится. Выйдя из монастыря и отдав ему свой немощный поклон, я уже шла по дороге к автобусной остановке, как вдруг меня догнала женщина и стала просить денег. Я засомневалась: у меня не было лишних денег, и я знала, что если я ей отдам, то мне потом просто не хватит на билет. Но женщина все же надеялась, это было видно по ее глазам, и я дала ей 7 рублей, понимая, что это крайне неразумно. На билет до Москвы мне уже не хватало, поэтому я поехала в Калугу, надеясь оттуда добраться до Москвы зайцем . Доехав до Калуги и оказавшись на автовокзале, я вдруг увидела, что мне не хватает на билет до Москвы ровно семи рублей. Я стояла в нерешительности: железнодорожный вокзал находился очень далеко, и доехать до него можно было только за деньги, да и электричка идет до Москвы почти 5 часов и приходит очень поздно. Тут мне стало страшновато: вокруг много пьяных, на улице уже темно, до дома далеко и нет денег. Пока я стояла в нерешительности, ко мне вдруг неожиданно подошел молодой мужчина, дал мне ровно СЕМЬ рублей и сказал, что это мне на дорогу. Пока я пыталась осознать, какое чудо со мной произошло, мужчины уже не было рядом. Таким образом, я благополучно добралась до Москвы, унеся с собой частичку большой оптинской благодати!
Паломничество в монастырь. Фото Д.Семеника Монастырское паломничество. Фото Д.Семеника


9 декабря 2006 г.

Заметки о паломничестве в православный монастырь в Бюсси-ан-От во Франции

Коротко о монастыре

Монастырь Покрова Богородицы Константинопольского патриархата, 150 км от Парижа, в провинции Бургундия. В этом году ему исполнятся 60 лет. 22 монахини, четверть из них русского происхождения, остальные √ из Франции, Румынии, Англии, Японии, США, Бельгии и пр. Русский все учат по послушанию. ╚Мы двигатели культуры╩, ≈ подумалось мне. ╚Стали бы они учить русский, если бы не мы. Выучили бы они русский, если бы не мы┘╩ )

Мать Елизавета

Первое, что надо сделать по приезду в монастырь, ≈ это взять благословение у игуменьи. Это, конечно, все знают. Когда я приехала, матушка чувствовала себя неважно и наша встреча постоянно откладывалась, о чем мне сообщали разные сестры.

 

На вечерней в храме я ее увидела √ определить-то просто, с большим крестом. Когда она в третий раз прошла мимо меня, я решила больше не отводить глаза и не ждать как английская барышня, когда нас представят, а подойти самой. Подошла и попросила благословения. Благословения она почему-то не дала. Потрепала меня за щечку, погладила по плечу, ласково улыбнулась и посмотрела на меня, как любящая бабушка √ ну что же еще можно сделать для любимой внучки? ... О, придумала! √ и дала мне поцеловать ее крест.

≈ Меня зовут Аня, ≈ три раза повторила я, с увеличивающейся громкостью, ≈ Большое спасибо, что вы разрешили мне приехать.

≈ А, ≈ она понимающее улыбнулась, ≈ но я не игуменья.

Я растерялась. Она подняла палец вверх и подмигнула мне, потом указала глазами на крест и с приятным французским акцентом пояснила:

≈ Я просто одна очень старая монахиня!

Позже мать Атанасия рассказывала мне про нее, звучало как в сказке:

≈ Но мать Елизавета √ она принцесса. Со стороны мамы √ ее прапрапрабабушка жена Наполеона, Жозефина. Со стороны папы √ русские цари Романовы. Она была очень-очень красивой┘ и очень-очень бедной┘

Нас кто-то отвлек и что случилось дальше, я так и не узнала. Хотя все, конечно, понятно √ ушла в монастырь. Что тут любопытствовать.

 

 

Как дела в школе?

Мы пришли с матушкой Ольгой в ее приемный кабинет. Она села в кресло. Я села напротив. Игуменья приветливо на меня посмотрела, обнадеживающе улыбнулась и, легко сбросив мне как минимум 10 лет, спросила:

 

≈ Ну, Анечка, как дела в школе?

Мать Атанасия

О ней я могу писать много┘ С большой нежностью, добротой и любовью.

 

Это Золушка, самая настоящая, не из советского фильма √ такая энергичная и громкая, а из старинной французской сказки. А когда я ее увидела с метлой подметающей лестницу... Очень-очень красивая, кроткая (про кротость я много читала в книгах, но своими глазами видела, наверное, в первый раз), милая, добрая, работящая, хрупкая, с хорошим чувством юмора, скромная. Наверное, это тот идеал, которые молодые люди пытаются описать и найти. Физически несильная, но у нее послушание в монастыре √ помогать матери Коломбе в уборке. Трудиться приходится много.

≈ Но, Анна, это так хорошо служить людям.

Мать Атанасия родилась в бедной румынской семье. В 18 лет ушла в монастырь. Ей 33 и она самая молодая в монастыре. Медленно и как-то чуть нараспев, музыкально говорит по-русски. Мы не так много с ней и разговаривали, хотя работали вместе. Я старалась говорить медленно и простыми предложениями. Она мне иногда что-то рассказывала. Тоже коротко. Мне было просто приятно быть с ней рядом. Я ей часто что-то пела.

 

Паломничество в монастырь. Монастырь Бюсси-ан-От (Франция) Паломничество в монастырь. Монастырь Бюсси-ан-От (Франция)

Рандеву

Французское слово ╚рандеву╩ (rendez-vous) переводится на русский язык как встреча, назначенное время. Как appointment по-английски. Но когда я слышу ╚рандеву╩, у меня возникает в голове образ: южный город, приморский бульвар, цветущие каштаны или липы, а под ними прогуливающее пары. И дамы обязательно с белыми кружевными зонтиками. Вероятно, у меня ╚рандеву╩ как-то смешивается с ╚променадом╩ (прогулка).

 

Сестра Амвросия мне сказала:

≈ Анна, у нас завтра с вами рандеву в 10 часов утра.

Я непроизвольно оглянулась по сторонам. Мы стояли на кухне.

≈ Где? √ спросила я.

Оглядывания и мой вопрос ввели сестру Амвросию в недоумение.

≈ Здесь, ≈ сказала она. Подумав, уточнила, ≈ На кухне. Я покажу вам, как мыть посуду.

 

 

Лампадки, или Византийские традиции.

≈ В следующий четверг мы чистим лампадки. Вы нам хотите помогать?

 

Сестра Амвросия опрашивает людей и собирает ╚бригаду╩ за неделю. Все знают √ мы скоро моем лампадки и с. Амвросии надо помогать. Я каждый день получаю напоминания. В храме присматриваюсь к лампадкам и морально готовлюсь.

Наконец, наступает четверг. С. Амвросия вся в белом. Напоминает пасечника или врача. Царственно проплывает между нами. Саше говорит:

√ Я не запрещаю вам нам помогать, ≈ но он ловко уходит от любезного приглашения.

Мы снимаем лампадки, приносим их на двух подносах в коридор корпуса и я не понимаю, почему вокруг них было так много шума. Их не больше 20. Все чистые. Зачем так много разговоров и так много людей? Ну поменять масло, может, где-то что-то протереть┘ И тут начинается┘

Масло надо слить √ если хорошее, то через сито, если плохое, то в отдельную банку. Все лампадки вытереть бумажными салфетками, вымыть в горячей мыльной воде, потом в чистой воде, вытереть, вымыть в растворе нашатырного спирта (и еще какой концентрации!), снова в чистой воде, вытереть насухо...

И я упустила из виду золотые держатели для лампадок (подлампадницы?). Из надо вымыть, нанести специальное средство, а потом долго и кропотливо тереть шерстяной тряпочкой для появления необыкновенного сияния.

Когда мы не пошли на службу в полдвенадцатого, я поняла, что все торопятся успеть к вечерней в полседьмого. Костяк бригады работает железно, но есть и те, кто приходят и уходят ≈ другие дела и обязанности.

Кропотливость и многоступенчатость процесса меня удивляют. До глубины души.

Мы работаем с Габриелой (она православная немка, приехала на пару недель) и тихо переговариваемся по-немецки:

≈ Слушайте, надо это процесс реформировать┘

≈ Конечно, надо. Вот просто вымыть один раз и протереть √ вполне бы хватило.

через 10 минут:

≈ Ну как ты это изменишь, если у них в монастыре такие традиции. В чужой монастырь, как говорится..

через 10 минут:

≈ Да какие тут традиции √ монастырю всего 60 лет? Давайте реформировать, пока не поздно┘

После раздумий, через 10 минут:

≈ Ну а если это старинные византийские традиции? А что, если так чистили лампадки в Константинополе уже в пятом веке?

≈ Нда, тут мы бессильны...

И мы делаем послушание..

 

 

Вы боитесь высоты?

Помешивая кашу, мать Коломба спросила:

 

≈ Анна, вы боитесь высоты?

Звучало очень заманчиво. Я быстро и легко сказала неправду:

≈ Нет.

≈ А вот мать Атанасия боится... Я бы хотела снять паутину и вымыть окна на куполе. Вы мне не поможете? Ярослав как раз после обеда не работает, так что мы бы могли заняться, если вы не против.

≈ Я только ╚за╩, жду с нетерпением!

На следующий день я одеваю под юбку джинсы, и мы взбираемся по лесам наверх. Метров восемь или десять. Мне кажется, что подо мной железный лес ходит ходуном. ╚У страха глаза велики╩, ≈ шепчу я себе, а вслух шучу:

≈ Мой дедушка говорил мне, когда я собирала абрикосы и черешню, что ниже земли не упадешь. Вас это успокаивает, мать Коломба?

Она смеется:

≈ Нет, Анна, совершенно не успокаивает.

Я вздыхаю:

-Нда┘ Я не так убедительна как мой дедушка, как жаль┘

Но потом я увидела, что наверху, на последнем этаже сверху не закреплено и все действительно сильно шатается. А если вдвоем, то площадку можно здорово раскачать. Ой-ой┘

А снимать паутину было очень интересно.

 

 

Может быть

≈ Я Вам покажу, может быть, где стоят метелки... Может быть, после обеда мы пойдем чистить стекла.

 

На самом деле, ╚может быть╩ ≈ это не выражение неуверенности. Мать Атанасия всегда мне показывала, где стоят швабры, и после обеда мы непременно шли мыть окна. Она использовала ╚может быть╩ как условное наклонение √ для образования вежливых форм. Хорошо, что я это сразу как-то сообразила ).

 

 

Окна, окна, окна, окна, окна┘

Мое любимое занятие еще с детских времен. В монастыре можно по-настоящему развернуться. Хозяйство большое, окон действительно много.

 

Я их мою, мою, мою, мою┘. А также рамы, подоконники, двери и стены рядом с окнами, цветы на окнах, подставки для цветов, лезвием снимаю клей по краям и другие пятнышки. ╚≈ Так вы и на мытье окон берете у батюшки благословение? √ Ну, некоторые окна я бы без благословения бы мыть не пошла┘╩, ≈ вспоминаю наши разговоры на форуме. На любые окна уже смотрю только профессионально √ вымыты они или нет? Именно за этим послушанием я научилась кое-чему из самого главного. Вечером закрываю глаза и вижу окна. Разные: чистые, грязные, в коридоре, в трапезной, на лестнице, в главном корпусе, в домах для гостей, в кабинете, у меня в келье┘ На вечерней однажды было больно сложить пальцы для крестного знамения √ руки устали и распухли. Я счастлива. Однажды мыла окна даже в 22.00, после ужина, но об этом позже.

≈ Анна, а когда вы уезжаете?

≈ В этот четверг.

≈ Послезавтра?! Ой, а вы еще на третьем этаже успеете вымыть окна?

Такой вопрос радует меня √ ко мне относятся как к своей. Левой ногой я отпинываю беса тщеславия и улыбаюсь:

≈ Конечно.

╚Во славу Божию.... Интересно, как связана великая и сверкающая слава нашего Господа с чистотой стекол?╩ ≈ c этим философским вопросом я засыпаю. Мне снятся окна. Приятный сон, без кошмаров.

 

Паломничество в монастырь. Монастырь Бюсси-ан-От (Франция)

Французский и другие языки

На самом деле, французский я не очень люблю, да и никогда особо не любила, и учить никогда не хотела. Но когда выяснилось, что я еду в Бюсси, прилежно села за учебники.

 

Православные службы на французском языке произвели на меня сильное впечатление. Это необыкновенно, как-то очень высоко, несравнимо. Храм греческой архитектуры. Мне иногда казалось, я из той самой делегации древних славян в Константинополе, которые не знали, где они находятся, на земле или небесах┘

Именно французский язык вернул мне чуть было не утраченную любовь к церковно-славянскому. После Часов на французском, цс звучит таким родным, близким, понятным, любимым┘ А когда через десять дней моего пребывания проповедь была на русском (!) √ у меня чуть не навернулись слезы. Братья и сестры! Как мы этого всего не ценим! Ведь все может быть по-другому, вы уж мне поверьте на слово┘

Часть службы иногда была на английском (ты сказал kinky? Да, пожалуй, именно это слово, в самом деле, более чем странно┘) Ну, а чтобы мы не расслаблялись, первый час мог быть и по-румынски, например.

Мне хотелось тогда хотя бы следить за службой по книгам. Монахини любезно приносили мне разные книги. Когда переходили на французский, я на удивление быстро терялась. Хорошо, что пение только по-цс, так что есть еще возможность нагнать и сориентироваться. Сестры, проходя мимо меня (потом некоторые даже взяли надо мной такое шефство √ спаси их Господи), иногда заглядывали, что я читаю, вздыхали, листали быстро вперед или назад, наклонив голову, вслушивались в чтение и моментально указывали мне на нужное место √ ╚вуаля╩.

╚Часослов╩, который мне дали, а потом и подарили, был напечатан в Сербии. Добрые наши братья по вере сербы даже номера страниц написали по-цс. И я, которая вот цифры от 1 до 8 (для обозначения гласов) никак твердо выучить не могла, в сутки выучила все. А ведь это не просто┘ Например, семь, семьдесят и семьсот обозначаются тремя разными буквами. Выучив числа, я смогла прочитать, в каком году Часослов был напечатан: в 1913 году. Как раз перед войной. И что удивительно, спустя почти столетие, я могу его использовать на службе┘ Новая такая книжка, и не скажешь┘ Про ╚Краля нашаго Петра╩ приходилось, конечно, опускать. А так √ без изменений. Правда, многие слова были напечатаны без тильды √ Господь, Бог, Святый Дух.

 

 

 

Сила молитвы

Благовещение. Идет служба. Настроение праздничное. Вот мы уже в середине Литургии. Проскальзывают легкие и приятные мысли об обеде и о рыбе (каюсь). Они легко отгоняются ╚Господи, помилуй╩. Хотя, правда, странные были праздничные антифоны┘ Но с другой стороны, это двунадесятый праздник, и опять-таки, откуда я знаю, как у них тут идут службы.. И вдруг, я с ужасом (каюсь, что ╚с ужасом╩) четко понимаю, что это вообщем еще не Литургия. И даже не утреня. А вечерня. Причем, где-то в начале. Мама дорогая┘ Быстрый подсчет в голове ≈ все окончится через четыре часа. Ну, или через три. И я понимаю, что через четыре или даже через три часа радоваться светлому празднику Благовещения я уже не смогу┘ Что делать? Можно выйти, пойти к себе, завалиться спать. Или читать Жития Святых, за декабрь, такой большой том, взяла вчера в библиотеке, Иоанн Дамаскин, на самом интересном месте┘ Нда┘ не пять. Можно выйти, погулять чуть, посидеть на паперти, подумать свои мысли и сделать ╚второй подход к снаряду╩. Нда.. тоже как-то┘. Можно просто не выходить из храма ни за что, высидеть-выстоять до конца┘ Нда┘ тоже не то.. И вдруг мне в голову приходит простая мысль √ надо молиться, прямо сейчас, просить помощи, прибегнуть к Господу в своих трудностях. И я начинаю молиться. Поднимаю голову через три минуты√ батюшка выходит с Чашей, Херувимская┘ Точно Литургия. До конца √ минут 30-40. Настроение опять праздничное. Вот она, сила молитвы!

 

А вы говорите┘ )

 

 

Про платок

Я решила, что в монастыре я буду ходить всегда в длинной юбке и в платке.

 

В юбках ходят многие из приезжих женщин, но в платке √ ни одна. Эта традиция на Западе как-то не очень распространена, как впрочем, и в Сербии и кажется не то в Грузии, не то в Греции┘ Как-то мы шли с игуменьей, и я стала перевязывать сползший платок.

≈ Если Вы это, Анечка, для меня≈ то можно и без этого.

Я смутилась и пробормотала, что-то, что не только для нее. После чего смутилась еще больше┘

Наиболее темный из всех имеющихся у меня платков (все-таки Великий пост, мне в белом платке как-то и неудобно) был дорогим и шелковым. Он мне надоел жутко за эти две недели. Первое что сделала, выйдя за ограду монастыря √ сняла его. Чуть даже не выбросила, но денег пожалела. Видеть его до сих пор видеть не могу. Голова от платка гудела. Что странно, так как я платки ношу охотно, у бабушки так просто постоянно (что, кстати, смешит моих двоюродных братьев и не очень нравится моей бабушке). Может, потому что платок был шелковый?

 

 

Про юбку

Из-за платка и юбки я получала в первую неделю стандартный вопрос от других гостей, не учусь ли я на богословском ). Потом на мою длинную юбку попала хлорка, рубашки и кофточки пошли в стирку и мать Атанасия принесла мне много другой одежды (в том числе и свою гениальную черную юбку, которую мне потом после долгих уговоров тоже подарила). Уже все совершенно черное. И через день меня кто-то спросил, когда у меня постриг, намечено ли уже. Я чуть не рассмеялась. ╚Ууу╩, ≈ подумала я, ≈ ╚ставки-то растут╩. )))

 

А с длинной юбкой были большие искушения. Когда поднимаешься по лестнице и две руки заняты, как придержать юбку чтобы на нее не наступать? После поклонов мне не встать √ я всегда наступаю на полы. Это и смешно и опасно, могу так на других людей упасть или подсвечник или иконы перевернуть. Причем все другие √ и мужчины и женщины с этой задачей как-то справляются, никто никогда не наступает на края одежды. Длина у всех стандартная, в пол. Пять дней я внимательно наблюдала и пыталась копировать. Испробовала четыре разные методики. Не работают. Потом я помолилась преп. Сергию Радонежскому (рассудив, что он может помочь мне в моем непростом учении, раз своего ума ну уж никак не хватает), а м.Атанасия дала свою юбку. И о чудо! Пятый способ заработал без сбоев! Через день, я как-то подумала √ ну и как же я только могла наступать на юбку! √ и сразу же наступила. ╚Это мне для смирения╩, ≈ догадалась я. И больше не наступала.

 

 

Про свое отражение

Еще не хотела отвлекаться на свой внешний вид √ ╚с глаз долой, из сердца вон╩ сказала я себе и перевернула зеркало лицом к стене в моей комнате. В ванной зеркала не было. Где находятся другие зеркала, я быстро выучила и научилась избегать своего отражения. При известной собранности это не сложно.

 

Если чувствую, что кожа очень сухая √ то смазываю кремом. Это все, что я знала, о своем лице. Новый эксперимент, раньше у меня никогда такого не было, чтобы я две недели не видела себя в зеркале. Дело не в верчении перед ним, или прихорашивании┘ А в чем-то другом. Вот, например, в сессию тоже времени на внешний вид нет, но когда моешь руки, бросишь взгляд, и увидишь бледность, усталость и стресс. Посмотришь себе в глаза и вспомнишь, что еще тот вопрос надо прочитать, и эту главу пройти заново┘

Без моего отражения отпала часть какой-то саморефлексии, чему я тоже была рада.

В Дижоне, где на обратном пути мне надо было пересесть на другой поезд, первое, что я сделала √ кинулась в туалет вокзального кафе и впилась глазами в свое отражение. Это было интересно, захватывающе и необычно. Чужое лицо. Спокойное. Гладкое, как на картине. Схожесть с портретом в картинной галерее большая √ какой-то другой мир в этих глазах. Озера темно-серые. Огромные ресницы. Редкий момент √ это лицо мне понравилось. Я нашла его красивым. Потом в поезде, я долго смотрела на себя в отражении стекла. Пролетали леса, поля, реки и озера┘

Но потом это, конечно, прошло. Исчезли озера, спокойствие, ресницы. Появилось знакомое и изученное лицо.

Вот такая странная история┘

 

 

Книги

Книг очень много √ они в стоят в коридорах, в библиотеке, в стеллажах, на полках┘ Самые разнообразные. Кажется, можно найти абсолютно все √ много альбомов про монастыри, храмы, архитектуру и иконопись и пр. Иногда встречаются огромные тома по узко-специальным темам: например, ╚Архитектура Пскова пер. пол. XII века╩.

 

Что впечатляет меня √ это где эти книги были напечатаны: Париж, Мюнхен, Берлин, Нью-Йорк, Джорджанвилль, Лондон, Милан, Рим, Вена, Прага┘

╚Моя жизнь во Христе╩ о. Иоанна Кронштадского √ старая орфография и подходящее оформление с фотографиями┘ На форзаце читаю: printed in Japan. Вот это да┘ Также много книг на французском, английском, греческом, чуть меньше √ на румынском и сербском. Попадаются и языковые учебники и словари┘

Как-то читаю на нашем этаже корешки книг, стоящих в старинном книжном шкафу. Подборка про исповедь. Очень интересно. Вдруг вижу √ ╚Исповедь на заданную тему╩. Читаю дальше, но потом возвращаюсь назад √ странно, название такое знакомое, кто же автор? √ Ельцин Борис. Рассмеялась. Какая ж умница расставляла?

 

 

Различные принципы уборки

Однажды меня привели в совершенно чистый кабинет и сказали:

 

≈ Неплохо бы было здесь навести порядок.

Я многое видела в своей жизни, но тут, честно признаюсь, растерялась. К счастью, добрые сестры показали мне, как в чистом кабинете можно наводить порядок и я, с усердием провозившись весь день и кое-что не окончив (!), вынуждена была это прекратить и идти помогать в другом деле.

А однажды нам надо было навести порядок в одном доме для гостей. Большой дом в три этажа. Нас шесть человек и всего два часа на все про все. Мне достались окна. Что означало, что окна надо мыть быстро и плохо, т.е. делать чище, но все же оставлять частично грязными, например, рамы, концентрироваться на самих стеклах. (Примечание для девушек: мыть плохо окна требует не специальных навыков, а скорее смены мировоззрения. Я себе всегда представляла, как бы это окно вымыли бы мальчишки, и мне это помогало)

 

 

Бррррр!

М. Атанасия, очень любящая св. Силуана, объясняла мне, что нельзя убивать насекомых. Когда мы убирали комнаты, она выбрасывала всех букашек на улицу.

 

И вдруг на столе во второй комнате в кухе я обнаружила муравьев. Они приходили поесть меда. Всех муравьев за окошко не перебросаешь, расстраивать м.Атанасию мне не хотелось, поэтому я разобралась с ними, когда ее не было поблизости. ╚Вор должен сидеть в тюрьме╩, ≈ я боюсь, Глеб Жиглов мне в этом вопросе оказался как-то ближе.

На следующий день, монахиня показала мне листочек на столе. На нем было написано └Brrrr!!⌠

≈ Муравьи будут видеть └Brrrr!⌠ и не будут сюда ходить.

≈ Вы уверены, мать Атанасия, что они умеют читать? Мне кажется, они не ходили в школу.

≈ Да┘ Но мы тогда прочтем ему.

И тут на столе появился муравей и бодро пошел к нашей записке.

≈ Брррррр! √ прочитала ему мать Атанасия.

Муравей дошел до листочка, остановился, постоял, почесал голову (в самом деле!), развернулся и пошел обратно.

М. Атанасия была счастлива┘ Я, в общем, тоже. )

 

 

╚Праздник, который всегда с тобой╩ (на правах рекламы)

Хочу порекламировать паломничество в монастырь во время поста, например, во время Великого поста. Придите ко мне те, кто отговаривал меня, кто говорил, что ╚это не благословляется╩, ╚надо дома сидеть╩, ╚искушения большущие╩! Придите и почитайте мои строки!

 

Коротко перечисляю преимущества:

≈ Много богослужений, подавляющую часть которых ты посещаешь. Если что-то и пропускаешь, то из-за послушания, т.е. с благословения. И не надо думать, как бы отпроситься с работы, как бы успеть на службу┘

≈ В службах в монастыре есть что-то удивительное. Приходишь в храм утром еще затемно┘ После шестопсалмия (вот такое совпадение в это время) действительно наступает утро, первый луч солнца в храме. Выходишь из храма, солнце уже взошло.

Вечером приходишь на службу, когда солнце еще не село. Выходишь √ тишина, огромные звезды, месяц как на иллюстрациях в ╚Вечерах на хуторе близ Диканьки╩, старинные дома в серебряном свете. Небо близко, оно почти рядом. ╚Приблизилось царство небесное┘╩

≈ Только постная еда, ее много, она разная, она вкусная, ее много. Домашние искушения в питании в этом плане совершенно исключены. Не надо думать, что можно взять в обеденный перерыв, что есть в гостях и пр.

≈ Другие домашние искушения тоже отсутствуют, не надо решать можно ли в пост читать форум, читать для развлечения Интернет, чатиться в аське, смотреть телевизор, читать светскую литературу┘

≈ Размеренное расписание. Много работы, но полное отсутствие стресса.

≈ И много другое, конечно┘

Мне кажется, паломничества в монастыри имеет что-то общее, поэтому я думаю и мои впечатления узнаваемы для других и во многом стандартны. Как-то я уже писала, что тут можно перефразировать Эрнеста Хемингуэя: ╚Если тебе повезло и ты в молодости жил в монастыре, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что монастырь ≈ это праздник, который всегда с тобой╩.

 

 

Послушание, Анна, послушание

Мы моем окна в гладильной комнате на втором этаже. Мать Атанасия строжайше не пускает меня встать на широкие подоконники, как внутри, так и снаружи. Даже на батарею встать не могу. Если я мою верх окон, она обязательно должна стоять передо мной и другая створка окон должна быть закрыта. Мои объяснения, уговоры, просьбы ни к чему не приводят. Спокойно и чуть нараспев, мать Атанасия мне объясняет:

 

≈ Если матушка Ольга вас увидит, у нее будет инфаркт. А если вы упадете из окна, вы умрете. И я буду в этом виновата. Послушание, Анна, послушание.

Я вздыхаю и покоряюсь.

 

 

Так говорит Господь

Если мать Атанасия хочет что-то выделить, она говорит:

 

≈ Но сейчас я скажу правду.

Эта фраза неизменно вызывает у меня внутреннюю улыбку: ╚Как будто она до этого говорила неправду┘╩

Но когда м. Атанасия стоит на стремянке в пустой комнате, которую мы убираем для гостей, ее слова звучат торжественно, с еле заметным эхом. Мне это напоминает ветхозаветные пророчества, тем более что теперь их читают на службах . ╚И рече Господь ко мне┘╩ слышится мне. Я стою внизу и внимательно внимаю откровению:

≈ Тряпки надо вымыть, воду вылить, больше не мыть.

 

 

Посуда

Сестра Амвросия терпеливо учит меня правильно раскладывать посуду. Посуды много, она самая разнообразная и очень важно ее правильно рассортировать и положить на место, чтобы другие люди могли ее быстро найти.

 

≈ Этот тип тарелочки живет у сестер┘ эти миски живут на кухне┘ нет, это живет не здесь, а там.

И всегда ╚живет╩ )) . И никогда ╚стоит╩. ))

В самом начале она же помогала мне определиться с ножами:

≈ Но самые красивые, Анна, живут у сестер, ≈ при этих словах она стала выбирать, на мой взгляд, самые некрасивые.

Мы обе смотрим на ножи. Монахиня как будто чувствует мое удивление и, вздыхая, говорит:

≈ Но красота √ это очень субъективный критерий.

Я тоже вздохнула: ╚Будет трудно╩.

Но потом ничего, освоилась. А через три дня те выбранные ножи, в самом деле, мне казались красивее, чем оставленные. Может, это тоже ╚плоды послушания╩?

 

 

Просто совпадение

Вечером мы попили с Петей чай, и я стала мыть посуду:

 

≈ Да ладно, Ань, брось. Завтра вымоют.

Только открываю рот, чтобы сказать, что нехорошо на другого человека перекладывать наши чашки, как вспоминанию: ╚Это же я завтра после завтрака мою посуду!╩ Оставляю все около раковины.

На следующий день после завтрака собираю со всех столов посуду и как только начинаю мыть, в кухню заходит м. Атанасия. Увидев меня, она расстраивается:

≈ Анна, но вы не мойте сейчас посуду. Сейчас надо мыть вам окна в трапезной.

≈ Но я быстро, мать Атанасия!

Монахиня оглядывает посуду:

≈ Но даже если быстро, вы все равно ее моете полчаса. И не будете успевать с окнами.

Я только хочу сказать, что не нехорошо другому человеку оставлять столько посуды, как вспоминаю ╚Ба, да после обеда мою я!╩ Сразу же бросаю посуду и иду мыть окна.

Когда мы вымыли посуду после обеда, принесли еще. Я посмотрела расписание на ужин, увидела ╚Анна╩. Улыбаясь, пошла снимать фартук.

Кстати, посуда √ это очень приятное и любимое послушание. Вечером почему-то особенно много посуды, все помогают. Весело, дружно.

 

 

Послушание

Вот написала много, а сейчас стерла. Загадочное это слово, что и говорить...

 

Проблески истинного послушания у меня стали появляться тогда, когда монахини стали на моя помощь уже рассчитывать всерьез. И как-то я подумала:

╚Одежда, которая на мне сейчас, принадлежит сестрам. Моя жизнь √ Богу. Мое время, пока я здесь √ монастырю. Это не мое время, я должна им распоряжаться экономно. Делать экономИ, как говорит м. Атанасия. И слушаться других. Иначе одно окно, вымытое мной до идеальной чистоты, может стоит уборки одного дома...╩

И когда я увидела, что мое время √ уже не мое, а как бы ресурс монастыря сроком с 1 по 14 апреля 2006, началось мое первое приближение к истинному, внутреннему послушанию.

 

Паломничество в монастырь. Монастырь Бюсси-ан-От (Франция) Паломничество в монастырь. Монастырь Бюсси-ан-От (Франция)

Марфа

Я знаю, какое мне дадут имя, если я когда-нибудь стану монахиней ≈ Марфа. Ибо не Мария.

 

И большое хозяйство меня просто будоражит. Иду на послушание и по ходу все окидываю цепким хозяйским взглядом, в голове тысячи планов, что можно сделать, как можно сделать, сколько это займет по времени и как это можно сделать побыстрее. Подобные расчеты постоянны, я непрерывно учусь: быстрее вытирать и расставлять посуду, быстрее мыть окна, не вставать на полы юбки, понимать французский... Монастырь √ это вообще отличная школа по time management. Всему свое время и его достаточно, если правильно распланировать.

Надо успеть до службы подумать о например о том, что и как нужно успеть сделать. Если не до конца не распланируешь и не поставишь точку, эти мысли будут жужжать всю службу.

╚Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу╩ (Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно). Мне показалось, что священник сказал это мне лично. Что-то слишком громко. Причем стоя в центре храма. Мне стало неловко-стыдно-неудобно. Но кажется, никто и не заметил.

≈ Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

 

 

Горячие просфоры

В доме для гостей на первом этаже находится просфорная, в которой трудится с.Магдалина. Мы убираем комнаты, и вот я вижу, что м.Атанасия очень устала. Предлагаю сделать перерыв.

 

≈ Это очень хорошая идея! Мы будем пить чай. И она быстро готовит нам чай. В монастыре, кстати, его пьют не из чашек, а из пиал, каждая по пол-литра минимум. Очень душевно, надо сказать.

≈ Я спрошу у с. Магдалины, чтобы она нам дала поесть просфор.

≈ Но ведь нельзя, мать Атанасия!

≈ Нет, Анна, можно. Пока они не освящены в церкви, это просто хлеб, который можно есть. Я так всегда делаю. Когда я здесь работаю и здесь есть с. Магдалина, я прихожу и говорю: ╚ууууффф, как я устала!╩. И она сразу понимает, о чем идет речь, и дает мне просфоры, ≈ м. Атанасия мило улыбается.

С. Магдалина действительно угостила нас горячими просфорами. Они были даже какие-то румяные, наверное, специально для нас так сделала. Такое я ела в первый раз в жизни, правда после маленькой дискуссии с м. Атанасией, вредно ли есть горячий хлеб. Мой основной аргумент был ╚какая разница?╩.

Мы сели на только что вымытой деревянной лестнице, напротив окна во двор.

≈ Утешение! √ и ловким движением фокусника монахиня достала из своего огромного кармана юбки черный шоколад.

Солнышко светит. Горячий чай в руках. Шоколад тает во рту. Невероятный вкус горячих просфор. Напротив √ моя любимая улыбающаяся м. Атанасия...

 

 

╚Спаси Господи!╩

В монастыре ╚Спаси Господи╩ говорить было не принято. Обыкновенно ╚спасибо╩ ≈ ╚пожалуйста╩. (А я вот где-то читала, что в России иногда за ╚спасибо╩ в церкви могут пожурить. Ибо ╚не положено╩. Вот и готовься потом к паломничеству по книгам┘) Еще очень часто ╚merci╩. Хоть и понимаю, что это просто ╚спасибо╩ по-французски, но все равно, из уст монахинь для меня всегда звучало как-то странно. ╚Мерси╩┘

 

И вот однажды, когда мы окончили расставлять посуду, сестра Амвросия (которая часто ездила в Россию и тогда тоже собиралась в очередной раз, как раз оформляла визу) посмотрела на меня как-то странно и ВДРУГ сказала:

≈ Спаси Господи...

В ее голосе ≈ легкая вопросительная интонация, в ее глазах √ некоторая неуверенность. Звучало как пароль. Отзыв я знала. Мгновенно почувствовав себя разведчицей на конспиративной квартире заграницей, четко ответила:

≈ Во славу Божию.

Монахиня с облегчением улыбнулась и пошла дальше. И больше ╚Спаси Господи╩ никогда не говорила.

 

 

Как я собиралась в монастырь

Кажется думала об этом лет пять. С разной степенью интенсивности. Всегда с интересом читала о паломничествах других людей, расспрашивала знакомых. Примеряла на себя. В общем, очень хотелось. Но были опасения, что реальность окажется отличной от моих радужных представлений и ожиданий. Да и просто как-то не складывалось. Незаметно неконкретные мечтания перешли в разряд планирования.

 

Собирались мы поехать с мужем в Россию и в мужской монастырь. О женских обителях к тому же многие люди как-то странно отзывались. Монахини меня вообще несколько смущали, почти над каждой задумывалась ╚Интересно, а почему она ушла в монастырь? У этой наверное благочестивые родители, выросла в верующей семье, у той √ так сложилось, у третьей √ тяжелого горе, вот сразу видно╩. И вот такой хоровод мыслей ну просто постоянно. Причем монахов-мужчин воспринимаю совершенно нормально┘ В общем, представлялась мне тихая мужская обитель, может, нас с мужем где-то как трудников-паломников и примут. Говорила с другом, обещался помочь.

И вот однажды, лежа уже в постели и дочитывая что-то перед сном, я вдруг четко поняла, что все. Надо действовать. Надо ехать. Хватит мечтать. Пусть хоть очень плохо будет, но все равно, больше не могу откладывать. У мужа опять не получается по времени, надо ехать одной. Все. Еду. И сразу же вспомнила, что не далее, чем вчера пообещала начальнице, что ни в феврале, ни в марте отпуск брать не буду...

╚Но вначале вообще-то надо взять благословение╩, ≈ вспомнила я. Сразу же пошла к батюшке:

≈ Хочу в паломничество поехать в монастырь. Благословите.

≈ Ну что, Аня, давайте тогда в женский монастырь в Бюсси, под Парижом, как раз недалеко. Константинопольский патриархат. Хорошо?

≈ Как скажете. Благословите.

И наклоняя голову, быстро подумала, что надо немедленно садиться учить французский: ╚Пункт один √ купить учебники. Пункт два √ расспросить знакомых об учителе. И то и другое сделать сегодня же!╩ Почему не спросить, можно ли поехать в Россию, до сих пор понять не могу┘ Позже, на многочисленные вопросы, почему именно во Францию, с легкой гордостью отвечала: ╚Так благословили╩.

Батюшка спросил:

≈ А на сколько вы хотите поехать?

Я честно ответила:

≈ На месяц.

Священник вздохнул:

≈ Аня, напоминаю вам, что вы замужем. Две недели. И вообще, для первого раза более чем достаточно.

А потом начался мультипликационный сериал ╚Том и Джерри╩. В роли глупого кота √ я. В роли ловкого мышонка, легко обводящего котяру вокруг пальца: Всевозможные Обстоятельства (с большой буквы), служба экспресс-доставки DHL, государственная почта Германии, небрежность моей двоюродной сестры, немецкое консульства в целом и его работники и охрана по отдельности, французское консульство, служба миграционного контроля в Швейцарии, наш отдел кадров, моя страховая компания и многое-многое-многое другое.

Приключения были интенсивными и неожиданными. Вымотанная, я пришла в церковь, села на скамеечку и спросила батюшку, может ли он это как-то прокомментировать. Вообще, что происходит? Может, никуда ездить не надо? Может, это такой знак свыше?

≈ А, Аня, пустяки, дело житейское. Не придавайте внимания. Идите спокойно во французское консульство, дадут вам визу, спокойно поедите. Ну, с Богом.

Наклоняя голову, быстро подумала, что надо немедленно подтвердить в консульстве назначенное время, сделать ксерокопию приглашения, забрать новые фотографии, не забыть отпроситься на работе и напомнить мужу, чтобы не забыл взять в отделе кадров подтверждение, что он у них работает.

На этом приключения действительно окончились. И все было очень хорошо.

 

 

Саша

В монастыре есть такая традиция, принимать у себя в год трех-четырех студентов, если не ошибаюсь, из духовной академии в Белоруссии. Посылают в основном, конечно, девушек, и только раз в году на весь Великий Пост приезжает молодой человек. В этом году таким семинаристом оказался Саша.

 

Саша как бы состоял из двух личностей, которые я..



Оцените: