ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

В чём значение икон?

Без сомнения, часто, не имея в уме мысли о страдании Господа, при виде изображения распятия Христа, мы вспоминаем о спасительном страдании и павши поклоняемся не веществу, но изображаемому (на нем), подобно тому как не веществу Евангелия и не веществу креста мы поклоняемся, но тому, что ими изображается.



Радость почитания икон в том, что Бог, Неописанное Слово сошло с небес, стало плотию, приняло вид человеческий и обитало среди нас, полное благодати и истины, так что мы слышали Его ушами нашими, видели своими очами, Его осязали руки наши (1 Ин. 1, 1).



Иконы┘ не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них или в присутствии их: или для возбуждения веры, кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться той же милости пред сею иконою.



Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы ≈ ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы.

Православный христианин обращается лицом к святым иконам Спасителя, Божьей Матери, Ангелов и святых различных для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствии их, в близость их к себе; в святых иконах реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы висим как бы в воздухе, не зная, кому молимся. Молясь Господу, пророк Давид говорил: взыщите Лица Его выну; Лица Твоего, Господи, взыщу. Лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память их (Пс. 33,17).

Господь весь на всяком месте; потому Он весь же и на иконе, и на лик Спасителя на иконе надо смотреть как на живого Спасителя.



Как защитить христианское иконопочитание? Отвечаем, что, во-первых, не обоготворяем, а только почитаем иконы. Далее, важен тот источник, из коего происходит это почитание. Источник этот есть Единый истинный Бог, Творец и Промыслитель мира, во святой Троице славимый. Возьмем ли мы иконы, возьмем ли мощи и т. п., все они нам дороги потому, что освящены благодатию Божиею, которая приосеняла святых, значит не столько мы чтим их самих по себе, сколько почитанием их прославляем того же Единого Бога, дивного во святых Своих.



На иконе Христос почитается поклонением по подобию, или относительно, или по сходству ≈ ибо то и другое сходно ≈ а не лично. И без иконы Он почитается поклонением умственно, ибо, конечно, не всегда Он может быть созерцаем видимо в иконе.
Если же кто-нибудь скажет: следовательно, если мне можно поклоняться умственно, излишне поклоняться изображенному на иконе, такой пусть знает, что он отказывается и умственно поклоняться Христу. Ибо, если ум не будет созерцать Его в образе человеческом, сидящим одесную Бога и Отца, то он не будет и поклоняться, если только допускает, что Слово стало плотью. Верным свидетелем того, что Он уподобился человеку, является икона Его, и с принятием ее и поклонением ей принимается и почитается поклонением Христос, в случае отвержения бывает наоборот.

Первое доказательство ≈ естественное учение. Тело по самой своей природе осязаемо и имеет цвет. А осязаемое и имеющее цвет описуемо, т. е. его возможно изобразить на иконе. Таково же и Тело Христово, как и наше, осязаемое и имеющее цвет. Ибо написано: и которые прикасались к Нему, исцелялись (Мф. 14, 36). И в другом месте: вид лица Его изменился (Лк. 9, 29). Поэтому Он изображается в телесном виде, отнюдь не теряя не-описуемости по Божеству Своему. Ибо и я, будучи изображаем телом, не делаюсь вследствие этого необходимо изображаемым невидимой душой, и оттого, что тело мое описуемо, а душа неописуема, один не разделяется на два. Тем более и Христос не подвергается рассечению или разделению через Его изображение на иконе в телесном виде.
Второе доказательство ≈ древняя история. С самого вознесения Христова вселенная представляет Его досточтимую икону, начертанную в священных храмах. Что может быть удивительнее этого для доказательства истины? Ибо дело убедительнее слова, и глаз ≈ свидетель более достоверный, чем слух.
Третье доказательство ≈ изречения святых. В одном месте верховный апостол Петр говорит: Вынеси икону Господа нашего Иисуса Христа и поставь ее на башне, чтобы народы видели, какой образ принял Сын Божий. В другом месте Василий Великий говорит: Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбе, Христос. С ними согласны и все святые.
Четвертое доказательство ≈ соборное определение. На Соборе, бывшем после шестого Вселенского, определено следующее: Повелеваем отныне вместо ветхого агнца изображать образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

[ « Кто такой христианин? ] [ Какая связь между храмом и одеждой? » ]
Оцените: