ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Дать образование детям важнее всего. Цели воспитания детей

Что мир учит, то людей мучит.

За очками света Божьего не видит.



Вы просите нас, дабы молиться о сыне, чтобы Господь помог ему выдержать экзамен в науках... Паче всего нужно для нас, дабы имели правую веру и истинный разум и старались о исполнении заповедей Божиих. При таком устроении не помешают науки, но еще более способствуют к благочестию, а в противном случае что может быть?



В настоящее время многие родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но нерадят о том, чтобы наставлять детей страху Божию и исполнению заповедей Божиих, и соблюдению постановлений Единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети большею частию бывают непокорны и непочтительны к родителям, и для себя, и для отечества непотребны, иногда и зловредны.

В Новый год пришли ученики к учителю с поздравлением, и он их приветствовал так: дети! и я поздравляю вас с Новым годом и в новый год желаю вам быть поумнее. Ученики учителю простодушно отвечали: и вам того же желаем.



Многие родители обучают своих детей иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковые родители рождают детей к временной жизни, но к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не телеса, но души человеческие убивают своим нерадением!



Когда отцы убеждают детей заниматься науками, то в их разговоре с детьми не слышно ничего другого, кроме таких слов: такой-то человек низкий, и из низкого звания, усовершившись в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрёл большое богатство, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит. А о небесном никто ни разу не вспоминает. Вы, когда напеваете это детям с самого начала, учите их ничему иному, как основанию всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, то есть корыстолюбие и еще более порочную страсть - суетное тщеславие. Как тело не может прожить даже самое малое время, если питается не здоровою, но вредною пищею, так и душа, получая такие внушения, не может никогда помыслить о чём-либо доблестном и великом.

Человека, живущего добродетельно и скромно, все уважают и почитают, хотя бы он был беднее всех; а порочного и развратного все отвращаются и ненавидят, хотя бы он владел великим богатством.

Итак, если начиная с первой поры детства дети будут лишены учителей, кем они станут? Ибо, если некоторые, с рождения своего из чрева выкармливаемые и до старости воспитываемые, не исправились, то тот, кто с начала жизни своей приучен к таким вещам, чего чудовищного он только не сотворит? Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремеслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу.

Не заботься о том, чтобы сделать известным по внешней учёности и доставить ему славу, но старайся, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее. Этому научаются не от учителей и не при пособии наук, а из Божественных писаний. Не заботься, чтобы сын твой здесь пожил долго, но чтобы там удостоился жизни беспредельной и нескончаемой. Давай ему великое, а не малое. Не ритором старайся сделать его, но научи его любомудрствовать. Если он не будет ритором, отсюда не произойдёт ещё никакого вреда; а при отсутствии любомудрия самое обильное риторство не принесёт никакой пользы.



Первым делом образования дитяти должно быть образование в вере, преподание ему начальных истин ее в таком виде, как они для него могут быть понятны. В сем возрасте (до вступления в школу) надлежит развить в нем чистое, простое верование в могущество, святость и благость Бога, создавшего все, любящего все доброе, осуждающего грех, но милующего и спасающего грешников, раскаивающихся и желающих исправления.

Отдадим долг уважения знанию и учености. Скажем, если угодно, что люди, обладающие глубокими познаниями о предметах природы, человечества и общества человеческого, суть очи народа. Однако, как не всякому члену тела надобно быть оком, так не всякому члену общества надобно быть ученым. Но усиленные укоры невежеству и похвалы неопределительно понятному просвещению посеяли в некоторых людях односторонние мысли, что воспитание, достойное своего имени, есть только ученое, что воспитывать - значит, преподавать науки, что воспитанным надобно почитать того, кто прошел несколько поприщ уроков.
Это значит - воспитывать более голову, нежели сердце и всего человека. Счастлив воспитываемый, если наставник в учении веры успеет глубже посеять в нем семя духовного учения, нежели другие наставники семена мирских учений, и если духовное семя будет питаемо домашними и церковными упражнениями благочестия под влиянием доброго руководства и примера. Учение Божественное очистит, утвердит и освятит учения человеческие и сделает их употребительными на пользу частную и общественную, потому что благочестие, как говорит Апостол, на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего (1 Тим. 4, 8).
Но если благочестие, хотя и говорят о нем постановления, в самой душе воспитываемого не положится в основание мирских учений, то они будут истинно основательны. Учения неосновательные не благоустрояют жизни, а между тем обыкновенно надмевают. Надменный мнимым знанием и образованностью всего чаще ставит себя выше своего состояния. Так происходят люди, которые не мирятся с бедностию, не уживаются с посредственностию, не сохраняют умеренности в изобилии, алчут возвышения, блеска, наслаждений, разочаровываются пресыщением так же, как ненахождением пищи своим страстям, всегда недовольны, любят перемены, а не постоянство, и, преследуя мечты, расстраивают действительность настоящую и будущую...
Небрегут о детях, если старательнее учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души бессмертной; если тщательнее меблируют их голову набором слов и понятий, нежели возделывают вертоград их сердца, исторгая из него дикия травы неправильных склонностей и привычек, насаждая в нем благия чувствования к добродетели, ограждая его от ветров легкомыслия и от бурь страстей; если при воспитании не довольно помнят и не довольно употребляют в дело, сколь важное само в себе, столь же и благодетельное для всех отраслей познания, начало учения: начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его (то есть хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на хорошие дела)... Вы обрабатываете в детях будущих граждан, воинов, словесников, письмоводцев, художников, промышленников; хорошо, но не пренебрегите того, что еще лучше, - не пренебрегите образования в них сынов Церкви, приготовления будущих граждан неба.



Кто детей лишает церкви, тот лишает их Бога и всякого счастья.



Большинство Коленек и Васенек, которых современные маменьки прочили в великие люди, один по малоуспешности, другой по недостаточному благонравию, дурному поведению не проходят даже всего курса средних учебных заведений, а, будучи принуждены оставить их, потом остаются недовольными, в силу прежнего воспитания, своим жизненным положением. Многие из достигших после огромных трудов и усилий, а иногда и неправедными путями вожделенного места в обществе опять-таки попадают в конце концов в разряды "недовольных" отчасти вследствие того, что не по своим способностям "дерево срубили" и надорвались, а отчасти вследствие чрезмерного честолюбия, развитого современным воспитанием непропорционально духовным дарованиям, которое делает человека вечно к чему-то стремящимся и вечно недовольным своим положением. Отсутствие веры в Бога, в загробную жизнь и воскресение делает наше существование лишенным всякого смысла. "Для чего я живу?" - недовольно задает себе вопрос вчерашний школьник. И, не имея возможности в силу безбожного воспитания дать на него ответа, он погружается в порок или впадает в уныние, или кончает "глупую" жизнь самоубийством.



Как река связана со своим источником, так и моральная жизнь с верою. Я есть путь, сказал Христос, и: Я есть вода живая. Я есть свет миру. Куда нам детей с пути сего, как не в погибель?! Чем напоим мы их жаждущие души вне сей Воды Живой, кроме как мутной земной водою, которую и скоты пьют? Чем просветим мы их вне Света или обманчивыми призраками?
Но, говорят, Закон Божий не для нашего просвещенного времени. Не знаю; только вижу, что и в наше время лучшие люди суть те, которые держатся веры Божией и Закона Божия.
Итак, никто не может положить другого фундамента воспитанию, ни в наше время, ни тысячу лет после нас вне этого Живого фундамента, Который Сам Себя поставил и сказал: без Меня не можете делать ничего.

[ « Сначала нужно встать на ноги ] [ Цели воспитания » ]
Оцените: