ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Переходный возраст. Как подготовить ребенка к встрече с соблазнами мира?

Главные проблемы у наших детей наступают тогда, когда приходит так называемый "переходный возраст" и происходит такая разбалансировка в жизни ребенка, что с ним бывает очень трудно. В этот момент он не всегда управляем, он отказывается от помощи родителей, он переоценивает все ценности, в которых он был воспитан и которые у него были, и когда этот период наступил, бывает очень тяжело что-то сделать. Занимаясь православным воспитанием, мы должны иметь в виду, что такой кризис в жизни ребенка наступит, и надо заранее к этому готовиться... В то малое время, когда ребенок еще всецело послушен, когда у него благодатный и замечательный возраст, в этот период мы с вами бываем очень спокойны и радостны и не замечаем, что именно мы делаем неправильно. Когда детки маленькие, с ними может заниматься любой педагог, им все интересно, они с удовольствием слушают, им все легко, и возникает такое благодушное ощущение, что с ребенком все в порядке. К сожалению, из таких замечательных детей порой вырастают трудные подростки. Дети сильно меняются, и, когда ребенок еще мал, не нужно думать, что все легко и просто, нужно отнестись к воспитанию очень серьезно, очень внимательно, очень продуманно. За это время нужно развить в ребенке религиозное чувство, помочь ему это чувство осознать, привить ему вкус к добродетели, чтобы он понимал радость делания добра. В этот период у ребенка должна быть обязательно укреплена воля, необходимо научить его трудиться, научить его трудолюбию и самостоятельно мыслить. Укрепление воли ребенка очень важно, потому что он живет практически в антихристанской среде. Средства массовой информации, телевидение, компьютерные игры, секспросвещение, современная поп-культура, доступность алкоголя, сигарет, наркотиков, культ денег и наслаждений создают образ мира, совершенно противоположный тому, который мы хотим создать для ребенка, и абсолютно дезориентируют его. К сожалению, мы с вами, научая ребенка слушаться, повиноваться, смиряться, забываем укрепить его волю, чтобы он мог не только слушаться доброго, но и противиться злому. Укрепление воли, подготовка ребенка к жизни в мире необходимы, потому что он рано или поздно вступит в этот мир. Как бы мы ни хотели оградить его от современного мира, создавая свои православные коллективы, мир все равно проникнет в душу ребенка, и ему придется пройти через многие искушения.

Ко встрече со злом нужно готовить ребенка с детства. Я помню, как о. Артемий Владимиров замечательно рассказывал про свои беседы с маленькими детьми. Он им говорил: "Ну, детки, кто из вас будет курить, когда вырастет? Кто будет курить "Беломорканал", кто будет курить "Мальборо", кто хочет, чтобы зубы у него были желтые, а изо рта текла слюна?" - то есть создавал негативный образ курильщика, и это впечатляло детей. Таким же образом ребенка следует предупредить об окружающем его зле. Нужно выбрать время, когда ребенок сможет это воспринять, когда образ зла его не напугает, так же как людям делают прививки, чтобы, переболев этим в малой степени, они потом не заболели серьезно и опасно. Это касается и наркотиков, и курения, и пьянства, всех тех пороков, которые есть в мире, чтобы ребенок был подготовлен к встрече с ними, чтобы он понял сущность этих явлений еще тогда, когда не столкнулся с ними по-настоящему, когда они не стали для него соблазном, чем-то заманчивым.
Мнимой радости этой жизни мы должны противопоставить полноту жизни в Церкви, нужно научить ребенка радоваться вере. Наша вера должна быть радостной. Как говорил один батюшка, делая доклад о миссионерстве: "Проповедуя свою веру, не забывайте, что мы несем весть о воскресении Христа! Наша вера - это вера пасхальная". Ребенок должен обязательно чувствовать радость веры. Его обучение и воспитание не надо строить только на запретах: это нельзя делать, то нельзя смотреть... А что же тогда можно? Мы должны показать ребенку, что можно жить с Богом, можно жить в любви друг с другом, можно жить в таинствах Церкви, нужно помочь ребенку войти в жизнь Церкви, и если он обретет полноту этой жизни, даже вкусив запретных плодов, каких-то соблазнов, то он быстро разберется и поймет, что это мнимая сладость и мнимая радость.

Мы можем научить детей, как правильно креститься и когда нужно делать поклоны; они будут знать догматы; будут знать, какой длины юбки разрешается носить, когда можно употреблять косметику, а когда нельзя; выучат все правила поста. Но если в их душах не будет гореть огонь любви и веры, то с этими внешними правилами легко соединится любой грех. Если они не будут обращены к духовному миру, если у них не возникнет общения с Богом, если они будут руководствоваться только формально понятыми запретами, то тогда наше воспитание не принесет результата и, достигнув переходного возраста, дети уйдут из Церкви, уйдут от Бога, будут попирать все заповеди, отбросят все добродетели и погрузятся в море греха.

Нужно явить ребенку христианскую веру, явить ему такую полную жизнь, христианскую, настоящую жизнь, которая поможет устоять, когда мир предложит ему всевозможные соблазны, - жизнь радостную, исполненную любви, трудную, подвижническую христианскую жизнь, интересную и подлинную. Если они ощутят ее в своих близких, если увидят в лицах своих родителей, их знакомых, в христианской общине, - конечно же, тогда они устоят перед соблазнами, в которых лишь внешне красивая ложь, а за ней ничего не скрывается, за ней на самом деле смерть, потому что все грехи, соблазны, которые существуют в мире, это путь к смерти. Познав эту истинную жизнь в детстве, от родителей, они, сравнивая то, что видели в детстве, с тем, что им предлагает мир, не знающий Христа, конечно же, сделают правильный выбор; главное ≈ показать им пример истинной молитвы, который и будет основой воспитания.



Я скажу, во-первых, что вера передается, как заразная болезнь или как зажигают огонь; так что если пламенеют родители, ребенок сознает, что есть какое-то пламенение. Если вера для родителей - только мировоззрение, это совершенно другое дело.
Второе: все родители умеют учить маленьких детей и забывают, как они сами ставили вопросы и какие находили ответы. Часто родители никакого ответа не искали и не находили, а довольствовались тем, что самотеком продолжали оставаться верующими. И тут, я считаю, очень важно, чтобы родители, воспитатели, священники не ожидали, что ребенок в четырнадцать лет может жить представлениями шестилетнего и что в восемнадцать лет он может себе представлять Бога, Каким ему описывали Его, когда ему было восемь лет. Надо, чтобы он умственно и внутренне развивался, и чтобы образ Божий, понятие о Боге росло с такой же быстротой и в таком же масштабе, как его знание окружающего мира.
И в третьих, надо показать ребенку, что весь этот мир для нас, верующих, создан Богом и что он - раскрытая перед нами книга. Вместо того, чтобы противопоставлять веру, учение Церкви и т.д. окружающему нас миру, т.е. литературе, искусству и науке, мы могли бы показывать детям, что и в этом раскрывается все глубже и шире тайна о Боге.



Религиозные наставления и впечатления, которые дитя получает от своей матери в самом нежном возрасте, которые он, так сказать, всасывает в себя вместе с молоком матери, остаются обыкновенно на целую жизнь. Если же такое дитя впоследствии, обуреваемое страстями и соблазняемое дурными примерами, и сбивается иногда с истинного пути, то в большинстве случаев оно гораздо легче снова возвращается на него, чем то, которое осталось без первоначального религиозного воспитания. В детях, воспитанных в христианском благочестии и набожности, но впоследствии развратившихся нравственно, очень часто с необыкновенною силою вдруг пробуждается воспоминание о невинной поре их детства. Они снова припоминают себе те детски простые молитвы, которым они научились из уст их, быть может, давно уже покоящейся в могиле матери, те простые уроки, увещания и наставления, которые они слышали еще на недрах своей матери. И воспоминание об этих счастливых днях детства нередко снова отвращает от греха и порока и обращает к недрам Небесного Отца.

Свщмч. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1848-1918).

[ « Сначала нужно встать на ноги ] [ Родители не понимают Вас » ]
Оцените: