ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

За что наказывать детей?

Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем.

(Иер. 10, 24).



Многие говорят: наказание должно следовать за каждым дурным поступком. Но что такое это "дурное", "худое" - не все правильно понимают. С точки зрения христианской педагогики только то дурно, что греховно перед Богом.

Главным основанием наказания должна быть любовь, а единственной его целью - исправление ребёнка.



Дурно только то, что греховно перед Богом, а отсюда вытекает следующий ответ на поставленный вопрос: наказывать следует только за то, что составляет грех пред Богом... Дитя тогда только заслуживает наказания, когда оно сознательно и самовольно нарушило Закон Божий, когда оно с сознанием и по своей собственной воле сделало что-либо запрещенное заповедью Божиею или Церковью.

Свщмч. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1848-1918).



Грех, оставленный без наказания, бывает причиной другого греха, а также причиной греховного обычая, что очень страшно. Поэтому за всякий проступок наказывай своих детей по мере проступка, чтобы помнили, за что наказываются, и так бы впредь боялись оступаться.
Многие родители, имея слепую любовь к своим детям, жалеют их наказывать за проступок, но после, когда вырастут и неисправными будут, сами узнают свою погрешность в том, что детей своих не наказывали, пока те малыми были.



Строгими - и очень строгими - мы должны быть к детям тогда, когда они совершают плохие поступки, а остальное время дети должны находиться в поле любви.
Иногда получается так, что мы за нашими детьми - в воскресной школе, в училище, в храме, в семье - всё время следим, подозреваем их, как бы они чего плохого не сделали, смотрим за ними, как некие милиционеры, и хотя они еще ничего такого не сделали, уже ожидаем, что они сделают что-то плохое. Мы так часто придираемся к нашим детям, а строгость, правильно соединенная с любовью, применяется в экстремальных случаях, когда ребенка нужно остановить, удержать. Всё остальное время должна действовать любовь, любовь неиссякающая, непрекращающаяся и всё покрывающая, любовь, которая призвана явить детям милосердие Божие.



 Насколько можно, родителям надо этого избегать. Они должны стараться добром и терпением дать ребенку понять, что он ведет себя неправильно. Только в том случае, если ребенок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идет ему на пользу для того чтобы в следующий раз он был внимательнее. Страх получить еще один подзатыльник становится для ребенка тормозом и защищает его от опасности.



 У нас должен быть только этот трепетный страх: как бы не огорчить Бога, Который так меня любит, как бы не оказаться неверным другом для Него... И когда мы говорим о страхе Божием, мы должны настаивать именно на этом, а не на том, что нас Бог накажет. Знаете, как бывает в обычной жизни у ребенка - он поступил нехорошо, его выдрали и наказали, и он считает: теперь мы квиты, вот и все... И вдобавок ребенок часто думает: ну вот, я сделал небольшую глупость, а меня наказали гораздо строже, чем я заслуживаю... Если создавать такую психологию в ребенке, то он никогда по отношению к Богу ничего не сделает от души и никем не станет по отношению к Богу. Он будет словно испуганный преступник, который боится, как бы его не наказали даже напрасно, потому что имеют власть над ним.



 Никогда не следует наказывать детей или угрожать им, прибегая к имени Христову; не допускайте, чтобы ребенок думал, будто бы Христос не любит его за плохое поведение, или что он болеет в наказание от Господа. Мы должны быть достаточно авторитетны для ребенка сами по себе, без того, чтобы превращать Христа в полицейского, которым пугают. Дети возненавидят Христа, если, когда они заболеют (или увидят кого-то больным), будут думать, что это Он наказывает их за грех, или если, когда совершают что-то плохое, будут думать, что в этот момент Он их не любит.

Наша любовь к детям должна быть для них образом Божией любви к человечеству. Это значит, что если ребенок признается в проступке или показывает свое раскаяние, нам следует смягчить упреки или наказание соответственно, по крайней мере, в своем душевном расположении. Это не значит, что мы поощряем грех, или даже кажемся поощряющими; но нужно приободрить дитя, чтобы оно не пыталось скрывать свои согрешения, или выдумывать "слова лукавые для извинения дел греховных" (Пс. 141, 4). Нужно уметь дать ему ощутить вкус радости возвращающегося "блудного сына", ибо таковы наши собственные отношения к Богу. Обман качественно хуже любого плохого поведения, и, если он возникает между ребенком и родителями, будет трудно наладить отношения.

Монахиня Магдалена (XX век).



Если каждый раз прощать или уменьшать наказание, как скоро дитя тотчас сознается в своих проступках, то отсюда может получиться двойной вред: дитя - с одной стороны - мало-помалу приучится не придавать значения своим проступкам, а с другой стороны - привыкнет к тому, чтобы говорить правду только тогда, когда будет усматривать в этом выгоду, и напротив - не будет бояться и скрывать правду, если будет видеть вред от сознания в истине. Но если дитя сделало что-либо нехорошее и притом еще лжет, запираясь в этом, нужно поставить всегдашним правилом - удваивать наказание, но при этом должно быть объявлено дитяти, что оно вдвойне наказывается и за проступок и за ложь.

[ « Сначала нужно встать на ноги ] [ Как наказывать детей? » ]
Оцените:
Яндекс.Метрика