ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Как простить человека? Как помириться с человеком?

Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение.

(Сир. 22, 24).



Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение.

(Сир. 27, 22).



Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

(Мф. 5, 44-45).



Первейшее и самонужнейшее... средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой.



Нужно ближнего успокаивать, - и с тобой тоже может быть.

Если кто не покоен (т. е. не мирен на тебя, а не высказывает сего), то угождай ему, будто не замечаешь сего.

Если кто сердится на тебя, то спроси у него причину.

Еще заповеди: любить врагов и молиться за творящих нам напасть; особенно же молиться нужно в то время, когда против кого-либо стужают (досаждают) нам помыслы гнева или памятозлобия, как научает нас святой Авва Дорофей: "Господи! Помози рабу Твоему или рабе Твоей (имя) и за молитвы его или ея мне окаянному".
Опыт покажет, как сильна краткая эта молитва, если человек не оправдывается. Молиться же за тех, кого мы подозреваем в дурной жизни, - для новоначальных есть явное обольщение.
Также заповедь: аще кто ударит тя в десную твою ланиту, то есть если кто оскорбит тебя или будет порицать за то, в чем ты совершенно не виноват, или в таком случае, где ты старался сделать какое-либо доброе дело ради Бога, - тогда обрати ему и другую ланиту: то есть укори себя, говоря, что достойно тебе попущено это за то, что ты многократно оскорблял и прогневлял грехами твоими Всеблагого и Премилосердого Бога; и потому прими благодарно, хотя терпкое, но действительное врачевство душевное, посланное Промыслом Божиим к очищению твоих грехов и страстей, и особенно к исцелению души твоей от тонкого и многообразного тщеславия, которое делает тщетным всякое доброе дело.



Потерпишь и будет мир. А станешь воздавать злом за зло то и мир отступит, и Бог оставит.



Обидели тебя или досадили, то должно так полагать, что это послано непременно от Бога для обличения наших недостатков, и должно смолчать: первое для того, чтоб успокоить нас обидевшего, второе успокоить себя, и третье исполнить Закон Божий.

А если будем молчать, да злобствовать и выдумывать, чтобы какое-нибудь оскорбительное слово сказать, значит приняли врага, с ним согласились.



Мы молимся за обидящих, да и сердимся на него вместе, и оттого и нет успеха, стало быть, это дело не нашей меры, а наше дело объясняется, изыскивать расположение у ближнего, и это, кажется, ближе к cмирению...



Сколько кто-либо молится о клевещущих на него и порицающих его, столько Бог удостоверяет (в истине) враждующих на него и подает ему успокоение чрез чистую и продолжительную молитву.



Христианин, по мере сил, всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него.



Если услышишь, что кто-либо тебя злословил, и потом сойдетесь с ним в каком-либо месте, или он к тебе придет, прими его благосклонно и с веселым лицом, и вспомнив о том, что слышал, не спрашивай: для чего он так говорил?



Прощать нужно со многим смирением, возлагая на себя вину, это необходимое условие при прощении обид. Одни внешние поклонения и слова не примиряют, не касаются сердца, как пустой звук.



Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце.



Имейте мир со своей стороны; и не судите строго, если с другой стороны не довольно явственны выражения мира.

Обхождение простое, мирное, спокойное, как без изысканной ласки, так и без ухищряемой холодности, полезно в отношении к немирным и не повредит мирным.



Если кто обидит, не держи на него гнева, но прости ему тотчас и молись о нем Богу, чтобы и Бог ему простил. И хотя сердце твое не хочет этого, ты его преклоняй и убеждай, и молись Господу, чтобы Он помогал тебе самого себя победить, а плотское мудрование победить. Трудно это, но требуется от христианина.
Надо простить ближнего, если сам хочешь получить прощение от Бога. Прости - и тебе простится, если ты не простишь, то и тебе не простится.

Кто тебя ненавидит или злобится не тебя, ты его любовью побеждай и старайся с ним примириться. Даже если бы он не хотел мира, ты ищи мира и готов будь к миру. И тут, хотя сердце не хочет, надобно сердце убеждать и склонять.



Человек, озлобленный против нас, есть человек больной; надо приложить пластырь к сердцу его - любовь; надо приласкать его, поговорить с ним с лаской, с любовью, - и если в нем не закоренелая против вас злоба, а только временная вспышка, - посмотрите, как сердце его или злоба его растает от нашей ласки и любви, как добро победит зло. Христианину нужно быть всегда благим, мудрым на то, чтобы благим побеждать злое.

Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь - слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви... Все страсти - пожар души, великий огонь, свирепеющий внутри, огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей.

Люди грешат по какому-то неведению, забвению и прельщению: и только покажи им любовь - эту царскую печать в нас, печать Небесного Владыки, - покажи им светлое лице Небесной Истины и правды, и они иногда тотчас пробудятся от забвения, прельщения, добровольно отдадутся в плен любви и истины, раскаются в делах своих и возлюбят тебя за мудрость, которой ты научился от Бога - от Евангелия Его. Диавол только не пленяется любовью, а больше свирепеет на любящего, а человек - нет, если он не дошел продолжительным и упорным пребыванием в злобе до ожесточения и срастворения с диавольским естеством.

Когда злословят тебя другие или отвращаются тебя, или холодны в обращении с тобой, говори: я заслужил это, и старайся исправиться в том, за что, по твоему мнению, другие холодны к тебе.



Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смирен и живи с ним добре, и избавишь его от страсти.

Для кроящейся в тебе на брата твоего досады не помрачай прежней твоей похвалы о нем в беседах с другими, вмешивая в слова твои неприметно и порицание, но говори о нем с чистосердечной похвалою, молись о нем истинно, как о самом себе, и вскоре избавишься от гибельной ненависти.



Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жаль даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу.
Молю вас, испытайте если кто вас оскорбляет или бесчестит, или отнимает, что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: Господи, все мы создание Твое, пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце твое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога.



Кто из нас не желает, чтобы к нам относились дружелюбно и сами враги наши, чтобы и они не только не вредили нам, но и делали добро? Так же точно должны и мы поступать по отношению к врагам, зная, что и они от нас желают и требуют только добра и наше мирное, доброжелательное поведение по отношению к ним послужит первым вернейшим шагом к примирению с ними.



Лучшее средство возбуждать любовь других оказывать им любовь и милосердие. Прощая врагу, вы можете обратить его в брата. Самозабвение сила всемогущая, пред которою преклоняется все и которая торжествует даже над грубым насилием. Сила, победившая языческий мир, была сила Евангельского самоотречения, воодушевленного любовью и светоносной истиной.



Если случится между тобою и ближним какое-либо неприятное слово и ближний начнет отказываться от этого слова, утверждая, что он не говорил его, то не войди в словопрение с ним, не скажи: "ты сказал", потому что он этим очень смутится.

Неизвестный старец из "Отечника".

[ « Отчего люди ссорятся? ] [ Вы проклинали » ]
Оцените: