ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Каково истинное доброе дело?

Уклонися от зла и сотвори благо.

(Пс. 33, 15).



Все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, которое имела.

(Лк. 21, 4).



Всякое дело, которое совершает человек в страхе Божием, приносит пользу душе его.

Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, не чисто и не приятно Богу.

Преподобный Варсонофий Великий (VI век).



Корень всякого доброго дела есть надежда воскресения. Ибо ожидание награды укрепляет душу в доброй деятельности.

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский (386).



Никто из добродетельных да не полагает одною своею силою соделать что-либо благое.

Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.).



Не всякий делающий что-либо благое, делает это благоугодно Богу. И скажу вам, как это бывает. Случается, что кто-нибудь находит сироту убогую и красивую собою; она нравится ему по красоте своей, и он берет ее и воспитывает, как сироту убогую, но вместе как и красивую собою. Вот это и воля Божия, благая. Но не благоугодная. А благоугодная та, когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания: это благоугодно Богу. Совершенная же воля Божия есть та, когда кто творит милостыню, не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но со всей силой и всем произволением, подавая так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния: тогда исполняется совершенная воля Божия.

Преподобный Дорофей Палестинский (620).



Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою.

Святитель Василий Великий (330-379).



Благодать Всесвятого Духа приходит в каждого, верующего во Христа, не за добрые дела, которые он делал прежде (если бы приходила за добрые дела, то не была бы благодать, а уплата за дела); но приходит она от Бога за веру, приходит прежде всяких добрых дел, и уже на ней, как на твёрдом основании, устрояются добрые дела, которые только помощью благодати и являются совершенными.

Преподобный Симеон Новый Богослов (IX-X вв.).



Доброе дело легко не делается, а все с трудом и терпением.

                                                                                                                                           Преподобный Моисей Оптинский (1782-1862).

 



Ты думаешь добро-то делать легко? Всякое доброе дело трудно!

Старец Исидор Гефсиманский (1908).



Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным.

Если человек имеет [достаток] и подает милостыню, то невозможно понять, есть у него любовь или нет, потому что он может давать не от любви, но для того, чтобы избавиться от каких-то вещей. Любовь видна, когда человек дает, сам находясь в лишении. Допустим, я считаю, что у меня есть любовь. Бог для того, чтобы испытывать мою любовь, посылает мне бедняка. Если у меня есть, к примеру, двое часов одни хорошие, а другие немного испорченные и я отдам бедняку испорченные, то это значит, что моя любовь второго сорта. Если я имею настоящую любовь, то отдаю бедняку хорошие часы...
Надо размыслить так: Если бы на месте нищего был Сам Христос, то что я дал бы ему? Безусловно, самое лучшее.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).



Напрасно тот трудится, кто начинает доброе дело без теплой сердечной молитвы.

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).



Зло творить и грешить мы сами можем и грешим, но добро творить без Бога не можем.

Для дела духовного преимущественно нужно благословение Божие, которое приобретается чистыми побуждениями, а не тогда, когда в залог поставляется угождение тщеславию.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1867).



То, что совершается по воле Божией, даже если кажется дурным, в действительности является наилучшим. А то, что делается против воли Божией, хотя и кажется самым лучшим, на самом деле является наихудшим и противозаконнейшим. Ибо дела добры или злы не сами по себе, но волеизъявление Божие делает их добрыми или злыми.

Святитель Иоанн Златоуст (407).



Кто упражняется в добре из каких-нибудь видов, тот не тверд в добродетели, ибо цель минуется и он оставит доброе дело, подобно как плывущий для прибыли не продолжает плавания, если не видит прибыли.

Святитель Григорий Богослов (329-389).



Кто не внемлет добре сему, тот после того, как начнет делать какое дело с единственной целью благоугодить Господу, потом мало-помалу нечувствительно вводит в то дело и самоугодие, находя в нем и своим пожеланиям удовлетворение, и это в такой степени, что уже совсем забывает о воле Божией. И связывается он услаждением от того дела так сильно, что если Сам Бог возпрепятствует ему исполнять его или посредством болезни какой, или чрез искушение от людей и бесов, или другим каким образом, он возмущается против того весь и нередко осуждает то одного, то другого, что послужили ему препоной в любимом ему течении дел, иной же раз ропщет на Самого Бога, что служит явным признаком, что их сердечное состояние не Божие, а породилось от поврежденного и гнилого корня самолюбия.
Ибо, кто подвигаем бывает на дела одним сознанием воли Божией на то и одним желанием угодить чрез то Богу, тот никогда не вожделевает одного дела паче другого, хотя бы одно из них было высоко и велико, а другое низко и малозначительно.

Пусть какое-либо дело будет по себе самое простое и последнее, но когда оно творится единственно для благоугождения Богу и во славу Его, тогда оно бывает несравненно ценнее в очах Божиих, нежели многие другие высокие, славные и величайшие дела, совершаемые не с этой целию.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).



Доброе дело от цели познается, а не от самого дела.

Какое добро делаешь, то во славу Божию делай, ради Бога, так как Бог велит добро делать. Также, когда от зла уклоняешься, ради Бога уклоняйся, потому что Бог ненавидит зло и велит нам от него убегать, говоря: Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15). Иначе доброе дело порочится, когда или ради славы суетной или ради иной какой подобной причины делается.

Когда от зла уклоняемся, а добро делаем, это должно Богу приписывать, потому что сами, без Божией помощи, от греха уклоняться и добра делать не можем.

Сего ради к тому Началу относить и приписывать добрые дела христианам должно, от Которого они происходят. А поскольку от Бога происходят, как сказано, то как в славу и похвалу Божию творить их, так Его благодати и приписывать должно. Тогда же это будет, когда будем их творить не ради нашей славы и похвалы, дабы видимы были людьми, и почитались за святых, и так ими славились, но об том будем стараться, дабы славилось и святилось имя Небесного Отца, как учит Христос: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16), - и сотворенными не будем хвалиться и возноситься, но, помышляя о немощи нашей, признавать будем, что от себя и помыслить и хотеть, не только творить, ничего богоугодного не можем.

Милость - это когда делается добро недостойным, то есть тем, которые ничем у нас этого не заслужили: иначе не милость, а воздаяние будет.
Когда делается добро без всякой ожидаемой корысти от того, кто принимает его.
Милость истинная - та, которая делается не с принуждением, но от любовного произволения, усердия и сердечного сожаления требующему милости.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).



 Нет ли у вас упования спастись от дел? Это иудейский путь. Христианский путь со слезами каяться и просить: Господи! имиже весть судьбами спаси мя!

Писавший к вам, верно, принадлежит к числу модных философов, у которых на языке творить добро ради самого добра. Слово Божие не знает такого побуждения. В нем указываются только три побуждения, заправляющие деятельной христианской жизнью: страха ради мучений вечных, Царствия ради Небесного, любве ради к Богу. Первое ведет к покаянию и полагает начало доброй жизни; второе поддерживает труды доброделания и подвижничества; третье возводит на верх совершенства и венчает дело. Начинать надо с первой ступени, и чрез вторую стремиться к третьей; а сразу на третью нельзя.

Что ни делаешь, напрягайся увидеть, что Бог хочет от тебя сего дела; что ни встретится с тобою, приими то, как от руки Господней. Лицо, вещь, случай, радость, горе все прими с радостью, всему покорись с охотою, миром, услаждением, несмотря на противность.

Без Божией Благодати мы ничего доброго не можем ни помыслить, ни сделать; а благодать Божия не подается самоуверенным и надеющимся на свои силы.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).



Добродетель тогда особенно имеет свою цену, когда она совершается под огнем искушений, например, искушения болезнию или другим каким-либо несчастием; точно так же, как и солдат не тогда храбр, когда в пределах его отечества царствует мир и спокойствие, но когда нападают враги на царство, когда он сражается под огнем и мечом, тогда-то узнается его великодушие и храбрость, любовь к царю и отечеству. Без войны же хотя бы кто и храбрился, ему не много поверят. Подобно этому есть причины не очень много доверять тому человеку, который делает добро при благоприятных обстоятельствах и еще не испытал горя...

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).



Иногда по видимому покажется дело добро, но сделанное без благословения зло бывает, ко вреду и смущению душевному послужит.

Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).



Не забывайте о смирении, которое нужно сопрягать со всяким добрым делом, без коего дела нам не принесут пользы, а паче повредят, что на многих видим исполнившимся.

Надобно делать добро, но не думать, что мы оное делаем, а паче еще будто своею силою. Всегда мы найдем недостаток и далекость от совершенства в наших деланиях.

С смирением и малые дела Господь приемлет, а без смирения и большие исправления Ему не угодны, что видим на фарисее.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).



Держи также в сердце своем такое чувство: все доброе, тобою совершаемое, ты делаешь не потому, чтобы заслужить венец у Господа, стать у Него на первом плане, ибо у тебя тогда будет всегда опасность вообразить, что ты, кажется, уже достаточно потрудился и заслужил награды, но должен трудиться, чтобы не огорчить Господа, твоего Благодетеля, должен трудиться для спасения души.

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).



Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть сущность, Бог зрит на сердце. Как должны мы смиряться, видя, что ко всякому нашему делу примешивается страсть!

Грех, прикрытый личиною добра, подкрадывается и повреждает души не поверяющих себя Евангелием. Евангельское добро требует самоотвержения, отречения от своей воли и разума.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).



Для того чтобы по-настоящему помогать людям, нужно самоотвержение, то есть отвержение самого себя, отказ от своего "эго", от своих интересов, от своих удобств и достатка. И пока самоотвержения нет, нет и настоящей любви к людям: человек, когда хочет - любит, когда хочет - не любит. Принцип "хочу - помогу, хочу - не помогу", - это не есть любовь к ближним, это есть опять-таки любовь к самому себе, потому что ближним надо помогать не тогда, когда мы этого хотим, а когда ближние нуждаются в нашей помощи.

Игумен Сергий (Рыбко) (XX-XXI вв.).



Для христианина только те дела добрые, которые делаются во исполнение заповедей евангельских, следовательно, во исполнение воли Божией.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).



Не надо на добрые дела брать благословение. Если есть у вас желание и возможности, то трудитесь с Богом. Для Церкви всё хорошо делать.

Творить дела любви, исполнять закон Христов не так-то просто. Да, этому надо учиться, этого надо хотеть. Надо только в делах любви к ближнему увидеть и почувствовать возможность преображения души своей, возможность спасения.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).



Добрые дела:
Православная группа милосердия Преображение, г. Москва

[ « Откуда приходит радость? ] [ Как делать добрые дела? » ]
Оцените: