ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Как исполнять молитвенное правило?

Чтобы с радостью исполнять правило святых молитв, угождая Господу, надобно оставить всё то, что опечаливает Господа.

Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789-1836).



Выполняя своё правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать всё положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение, чтобы это получилось: а) никогда спешно не читайте, а читайте, будто нараспев; б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте; в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите - не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час, сколько обычно выстаиваете, и затем не заботьтесь, что сколько прочтёте молитв, - а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать; г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте; д) чтобы пособствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать наперёд, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце; е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте из своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придётся это сделать, или в конце. Как только вспадёт что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны.

Если живости чувства мешает поспешность исполнения правила, а поспешность производится боязнью длительности, то лучше назначить на каждую службу известное время, в часах и минутах, и потом молиться теми молитвами, которые входят в состав службы, или в частное ваше правило, не спеша, с ясным сознанием и прочувствованием всего читаемого, нимало не заботясь о том, чтоб догнать до конца чин службы или правила, а лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу. Вот главное! А что не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика.

Правило - не существенная часть молитвы, а есть только внешняя её сторона. Главное же дело есть - молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением и наконец с преданием Господу всецело.

Относительно правила я так думаю: какое ни избери кто себе, всякое хорошо, коль скоро держит в благоговеинстве пред Богом. Богу сердце нужно, а коль скоро оно благоговейно стоит пред Ним, то и довольно. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.



Будьте свободны, зная, что правило для человека, а не человек для правила.



Ежели будем полагаться на свои правила, а нравственность не будет исправляться, т. е. смирение, кротость, любовь, терпение, великодушие, то никакие правила нас не воспользуют.

Главное, иметь в предмете, чтобы исполнять правило со смирением и не думать о себе, что я правило исполняю и довлеет мне.



Ты все заботишься о мелочной точности правила. Заботься больше о качестве молитвы и душевном мире, а в остальном больные должны более смиряться.

Не в том важность, какие правила исполняем, а как их исполняем.
Вернее и полезнее укорить себя за невнимание и смириться. Сказано, что от дел не оправдится всяка плоть, а токмо верою Иисусовою.
Не должно говорить (случившейся посетительнице): "иду правило справлять", а скажи: "пойду по своим делам".



Обетов и канонов на себя не накладывайте без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных, чему верьте без сомнения.



Как бы ни был занят человек даже самыми душеспасительными делами, даже за послушание, он должен все-таки иметь постоянное келейное (или домашнее) молитвенное правило, возможное для него в обычном его положении. Нарушение правила уже рассматривается как немощь. Благословенным нарушение правила бывает тогда, когда человек, по независящим от него причинам, выбывает из обычного порядка для какой-либо экстренной нужды или послушанием неожиданным. Нужды ради пременение закона бывает (Ср.: Евр. 7, 12).

Не только монах, но и мирянин, приникающий к монашеству и потому ставший близким, как бы родным по духу монашеству, на опыте увидит, как дорого совершение домашнего молитвенного правила.

Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: Проклят (человек), творяй дело Господне с небрежением. (Иер. 48, 10).



Молящийся по готовым церковным молитвам да будет твердо убежден, что церковное слово совершенно чуждо мирского пустословия, преувеличения и лжи, а есть точный отпечаток истины и выражает действительные, настоятельные нужды нашего падшего естества.

Никто да не приступает легкомысленно, небрежно, как-нибудь к святому и великому делу молитвы, как это делают многие из нас.

Чем знакомее молитвы и чаще обращаются в устах, тем внимательнее нужно читать их, потому что привычка производит в нас невнимательность к знаемому.

[ « Что такое молитва? ] [ Не успеваете исполнять правило » ]
Оцените: