ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Послушание

Он, будучи образом Божиим... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

(Флп. 2, 6, 8).



Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.

(1 Пет. 14-15).



Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших.

(Евр. 13, 17).



Тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю.



Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле: послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти.



Если по благодати Божией найдешь (а поискав, непременно найдешь) учителя добрых дел, наблюдай за собою, чтобы не делать тебе ничего вопреки воле учителя.

Когда же приказывает нам кто-нибудь нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее оную, тогда благовременно сказать: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29).



Если вы будете терпеливы, послушны и покорны отцам своим, то прекрасное воздаст вам Господь воздаяние; и вот тот труд, который помянется пред лицем Господа. Кто повинуется отцам своим, тот Господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется.

Надобно смотреть на то, что повелевается. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, прими то с покорностию и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтесь друг другу в страхе Божием (Еф. 5, 21; Гал. 5, 13). Напротив, если кто укажет тебе что противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4, 19).



Когда Сам Христос Спаситель наш послушлив был не на время некое краткое, но до смерти, посему если и мы с вами будем всегда послушливы, то будем всегда и счастливы. Но то наше горе, что лютая страсть самолюбия соделала волю нашу железною, то есть непреклонною к послушанию: часто представляется нам, что мы и умны, и лучше можем видеть других, и прочее.



Всякое послушание душеспасительно, когда оно проходится достодолжно, в смирении и безропотно.

Послушание всякое спасительно и потому почти всегда тяжело, по мере пользы его; а отрадное послушание не так полезно, а бывает, что и вредно.



Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа, чрез человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение.

Не забывай, что послушание выше поста и молитвы, а от ропота старайся воздерживаться, по мере сил.



Всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что делается как послушание.



Настоящее послушание слушается, не видя оснований и несмотря на своё нехотение. Такому послушанию обетована особая благодать благодать сохранения от всякого вреда при исполнении послушания. Когда послушание оказывается ради Господа, тогда Господь берёт на своё попечение слушающегося и блюдет его.



Истинное послушание не тогда является, когда исполняет повеления доподлинно известные, что они добры и полезны. Нет, оно без противоречия по пятидневном неядении делало рукоделие, и еще не приемля пищи одно и то же заново переделывало безропотно и беспрекословно. Оно многие свои рукоделия сжигало, или некие одежды и вещи и снеди в огонь и воду бросало. Корнями вверх сажать, сухой кол поливать, столб бездушный бить, отхожие места братские руками очищать, одним словом послушание святое всё беспрекословно и без рассуждения исполняло; иногда же безвинное изгнание, ругание, биение, трапезы лишение и всякое уничижение доброхотно терпеть, или у врат стоя всем кланяться, или обличение всех своих злых пред всем братством со смирением терпеть, тем более самому за послушание исповедать, или в огонь или пламенную печь войти, или на воды пойти: аще в смерть, аще в жизнь, ни от чего не отрекалось.



Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.

Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.

Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик перед Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда всё хорошо, и ко всем она чувствует любовь.
Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, что они достигаются послушанием. Без послушания даже от подвигов рождается тщеславие.



Послушание не заключается в том, чтобы раболепно исполнять приказания священника, даже если они подаются в форме советов. Послушание от слова слушание, и цель послушания научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек.



Надо слушаться тогда, когда это приятно, и тогда, когда это неприятно.
Надо слушаться тогда, когда это легко понести, надо слушаться и тогда, когда это трудно понести.

В условиях мирской жизни не может быть осуществлено послушание так, как оно ставится в монастырях, ибо здесь нет возможности для духовника так руководить каждым движением в жизни человека, как это можно сделать в монастырях. Но важна готовность, важна самая решимость отказаться от своей воли.

Протоиерей Валентин Свенцицкий (1882-931).

[ « У человека должна быть гордость! ] [ Как стать великим? » ]
Оцените:
Яндекс.Метрика