ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

У вас достаточно смирения

Гордость слепая, сама себя не видит.



Гордый боится укоризны, а смиренный нисколько.



Не тот показывает смирение, кто охуждает сам себя, но тот, кто будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.



Свойство смирения в том, что человек считает себя недостойным всего: пищи, одеяния, света солнечного, покоя богатого, служения от людей и прочего благодеяния, зная, что он грешник; напротив того, судит себя быть достойным всякого бедствия, поношения и наказания... Почему? Потому что такой человек видит, что своими грехами прогневал благодетеля Своего, Бога, Которого должен был бояться, любить и почитать; и об этом рассуждая, видит свое недостоинство во всем и считает себя достойным всякого наказания.



Вот пришел один брат и сказал тебе слово, оскорбляющее или огорчающее тебя; если ты смолчишь и поклонишься ему, то ты положил один камень. Потом ты идешь и говоришь другому брату: "такой-то мне досадил и сказал мне то-то и то-то, а я не только смолчал, но и поклонился ему". Вот ты один камень положил, и два камня снял. Опять, иной поклонится, желая тем заслужить похвалу, и в нем обнаруживается смирение, смешанное с тщеславием: это значит положить камень и снять его. А кто разумно делает поклон, тот твердо уверен, что он согрешил, и вполне убежден, что он сам виноват: вот что значит, разумно сделать поклон...

Опять, иной не считает себя лучше других и думает, что он делает нечто великое и что он смиряется; но не знает, что он ничего не имеет, потому что неразумно действует, а кто разумно не считает себя лучше других, тот думает, что он ничто и что он недостоин быть в числе людей, как говорил о себе и авва Моисей: "чернокожий! ты не человек, зачем же ты являешься между людьми?"

Смиренный и благоговейный, зная, что невозможно совершить никакой добродетели без помощи и покрова Божия, не перестает всегда молиться Богу.



Постоянные выговоры со стороны совести есть признак смирения. Отсутствие их в каком бы то ни было действии есть признак ожесточения сердца: это указание на то, что человек привык оправдывать себя, обвиняя вместо себя своего ближнего, или хуже того сам премудрый Промысл Божий.



Верному надлежит смиряться пред всеми. Ибо смиряться только пред некоторыми значит иметь смирение ложное.



Смиренномудрый не должен стараться выказывать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: "прости меня" или "помолись обо мне". Не должно также самому вызываться на исполнение низких дел; ибо и то, и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и больше делает вреда, нежели пользы; но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием.

Преподобный Иоанн Пророк (VI век).



Со смирением никак не совместимо осуждение ближних и обидчивость. Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас чем-либо оскорбят, то у нас вовсе нет никакого смирения.

[ « У человека должна быть гордость! ] [ Больны ли вы гордыней? » ]
Оцените: