Бога, духовных ценностей ищут слабые
Что гордится земля и пепел? И при жизни извергаются внутренности его.
Злой не верит, что есть добрые люди.
О, человек, секунда во времени и миллиметр в пространстве? Чем гордишься? Сказано о тебе в Священном Писании: мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16, 5). И еще: Бог гордым противится (Иак. 4, 6, 1 Петр. 5, 5). И, если хочешь, еще: гордость предшествует погибели (Притч. 16, 18). Своею гордостью ты объявил войну Всемогущему и вечному. Атом восстал против Безграничного! Секунда поднялась против Бессмертного! Разве твое поражение не очевидно даже и муравью? Неожиданно придут к тебе гибель и позор. Поэтому обратись, покайся, отрезвись, одумайся, научись. Будь человеком. Это - больше, чем быть царем.
Русскому человеку дорого имя А. В. Суворова. Это был человек необычайной личной святости. Подвижник православия. Но почему же нам, даже в духовных школах, не раскрывали его образа с этой стороны? Писали о его шутках и даже шутовстве. Но о вере не говорили. А ведь он одно время хотел даже постричься в монашество. А какие были его приказы солдатам! Тут всегда мы слышим о Боге. Например, пред взятием Измаильской крепости он отдает приказ: "День молиться, день поститься, а на третий Измаил взять!"... И взяли... Да и как не взять, если люди молились да постились?! Геройство русского солдата от этих двух дней утроилось!
Рабство Богу - это не унижение человека. Рабство Богу - первое условие гармонии человека с Божеством и свобода от действительно унизительного рабства страстям и своему эгоизму, человеческому мнению и диктату окружающей среды. Рабство Богу освобождает от этих рабств и делает душу истинно свободной. Рабство Богу - это добровольное подчинение человека добру. Но здесь рабство связано еще с сыновством, оно переходит в сыновство. Так учат святые Отцы. Однако, если мы не назовем Бога своим Владыкой и Господином, не посчитаем Его всеблагую волю обязательной для себя, то не сможем назвать Его своим Отцом, так как будем слишком далеки от Него - порабощенные бесчисленными страстями и грехами.
Один из первых вражеских наветов на нас есть помысл самонадеянности, т. е. если не отвержение, то нечувствование нужды в благодатной помощи. Враг как бы так говорит: Не ходи туда к свету, где хотят тебе дать какие-то новые силы! Ты у меня и так хорош. Человек и предается покою. А враг между тем где подкинет камень (неприятности), где наведет на скользкое место (прелести страстей), где усеет цветами закрытые силки (светлая обстановка). Не оглядываясь, человек стремится всё далее и далее и не догадывается, что ниспадает все ниже и ниже, пока, наконец, не низойдет на самое дно зла к преддверию ада.
Веровать свойственно душе возвышенной и великой, а неверие служит признаком души неразумной и низкой. Неверие показывает ум слабый, мелкий, скудный... Безбожники смело решают: нет Бога. Они правы в том отношении, что нет Его в их мыслях и чувствах, не умеют они видеть Его в дивных делах Его. Но кто может согласиться, что их решение соответствует действительности?
Не низко для человека, ничтожной твари, падшей, отверженной, погибшей, усвоившей себе вражду к Богу, перейти из состояния вражды и погибели к состоянию рабства и спасения. Уже это рабство великое приобретение! Уже это рабство великая свобода!
Падшее естество поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, не видит своего странничества на земле и распоряжается собой на ней как бы бессмертное, как бы существующее единственно для земли. Оно не только с жестокостью судит и осуждает грехи ближнего, но и из собственного своего бедственного устроения сочиняет для ближнего грехи, каких в нем нет; оно соблазняется самыми возвышенными христианскими добродетелями, искажая значение их сообразно лжеименному разуму своему по своей сердечной злобе.
Оживите себя смиренномудрием вместо высокоумия, которым вы себя умертвили.
Уверенность в самом себе это наш величайший и злейший враг, потому что, когда мы этого не ждем, она беспощадно вдребезги разбивает то, что мы строили, и оставляет нас, несчастных, под открытым небом.
Оцените: