ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Зачем и как посещать больных?

Представим себе, чего бы мы пожелали от других, если бы находились на одре болезни, и тем самым послужим больному. Если мы еще и не испытывали сами состояния тяжкой болезни, все же, более чем вероятно, болезнь и нас встретит в старости перед смертью. Возлюбленный Спаситель наш, приглашающий нас к посещению больных, Сам показал нам сию добродетель в тысяче примеров... Исполняем ли мы и по-евангельски ли исполняем Его заповедь о посещении больных? О, как немного таких, которые в этом духе исполняют! И к близкому-то больному мы не соберемся прийти или приходим вместо пяти раз только однажды, потому что нам скучно кажется сидеть у постели больного. А к постороннему, но одинокому и не считаем долгом прийти, хоть знаем и уверены, что он был бы благодарен нам за наше посещение. К бедному же и беспомощному как пойти?.. Правда, если заболеют богатый человек или начальник, у постели этих немало бывает посетителей. Но по чувству ли любви к ближнему или по вниманию ли к евангельской заповеди собираются здесь посетители?.. Что, притом, более бывает предметом разговора их у постели больного; что, как не новости какие-либо, вообще легкомыслие и пустота слов, которые не успокоят болящего, а скорее утомят его? По-евангельски же не так следует исполнять заповедь о посещении больных. Евангелие не требует от нас на этот раз многого, а только предлагает одно - "посетить". Действительно, для больного скучно и тяжело проходит время. Он рад бывает посетителю, доволен участием в его положении других, а все это, успокаивая и ободряя его дух, облегчает и болезнь. Большее сделать для него Евангелие и опять предоставляет нашему усердию. И вот прекрасно, если кто лично служит больному. Это служение развивает в нем чувство сострадания к ближнему. Оно обнадеживает и его постороннею помощью в том случае, если он сам заболеет. Оно - такая заслуга, что равняется собственному болению, особенно если бываем у постели трудного или слишком неспокойного больного.
Прекрасно, если богатый человек приглашает к беспомощному больному врача и платит за лекарства. Истинно Евангельская услуга, если иной читает у постели больного духовную книжку или акафист, как только больной может выслушать чтение. Наконец, хоть невелик, но важен и этот труд - пригласить к больному священника для напутствования его исповедью и прочими таинствами, вознаградить труд церковного причта и вообще принять на себя все расходы по этому предмету, как, напротив, самый тяжкий грех - допустить умереть больному без исповеди. Но спросят: "Как же быть, если ни время, ни близость расстояния, ни текущие занятия не дозволяют послужить больному?" В таком случае и опять можно выполнить дело милосердия через других, когда дозволяют средства. Можно попросить кого из соседей иметь уход за больным или же поместить больного в больницу с платою от себя...
Итак, ты, евангельская душа, любящая дела евангельской милостыни! Посещай больных и служи им сколько можешь, представляя себе каждый раз стоящим у изголовья их Самого Христа Спасителя. Поверь, что одно такое посещение твое будет полезнее сотни посещений (визитов), которые бы ты хотел сделать знакомым твоим в годовой праздник. Посещай, а если можешь и личною услугою успокоивай больных, и ты получишь Царство Небесное!


Опять иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это также неразумно. И потому если с ним случится что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной малодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, чем он больному...

Авва Дорофей (VI век).

[ « Почему человек болеет? ] [ Ребенок болеет » ]
Оцените: