ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Зачем помнить о смерти?

Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.

(Сир. 7, 39).



Не живем, дни провожаем.

Бойся Бога: смерть у порога.



Ни один из тех, которые имеют геенну пред очами, не впадет в геенну; ни один из тех, которые пренебрегают геенной, не избегнут геенны.



Память о смерти научит внимать самому себе.



Мы не свои, мы рабы Божии, как прекрасно называет нас Церковь, а рабы с часу на час должны ожидать, что вот-вот позовет нас Господь. Толкнет: и ступай... А мы что! Да мы совсем забыли, что мы рабы Божии, мы думаем, что мы свои, и располагаем жизнь свою не по заповедям Божиим, а по своей волюшке: как нам хочется жить, так и живем. А оттого жизнь наша исполнена бесчисленных грехов.



Помни, что можешь завтра же увидеть, как разверзнутся небеса, сойдут ангелы, и ты станешь перед страшным судилищем и будешь давать отчёт в твоей жизни, в делах, словах и мыслях.

Преподобный Иосиф Волоцкий (1515).



Поминай часто смерть, суд Христов, вечную муку и вечную жизнь, и тогда непременно мир со всеми своими похотями и прелестями станет для тебя мерзким; не захочешь в мире этом обогащаться, славиться и веселиться; о том одном у тебе старание будет, чтобы Богу угодить, блаженно скончаться, на суде Христовом не посрамиться, вечной муки избежать и в царствие Божие войти. Воистину это великое и сильное средство, чтобы человеку суетой мира сего не прельститься и быть в истинном покаянии и сокрушении сердца, что непременно нужно каждому христианину.



Первый час земной жизни есть уже ступень, приближающая нас к смерти. Прошел день, и мы более приблизились к своей смерти, а прошел год, и мы еще ближе подошли к пределу своей жизни. Время сейчас бежит с ужасающею быстротою, мелькают не только часы, но и дни, и месяцы, и годы. Ты спишь, душа, а смерть незаметно приближается к тебе быстрыми шагами. Ведь ты таким образом теряешь драгоценное время, потребное тебе для твоего исправления!



Как порицали бы вы человека, который бы, при виде приближающейся опасности, вместо того, чтобы немедленно рассмотреть, что угрожает ему, и принять меры предосторожности, зажмурил глаза, чтобы не видеть опасности! Не то ли, однако, делаете вы сами? Смерть к вам приближается и непременно придет, а вы, вместо того, чтобы не отлагая рассмотреть, что в ней опасно, и употребить открытые вам средства сделать ее безопасной, зажмуриваете глаза, чтобы вас не беспокоил ее печальный образ! Боятся смерти, но рассудите здраво, что страшнее, смерть ли, которую готовящаяся к ней жизнь может сделать безопасной и блаженной, или не готовящаяся жизнь, которая делает смерть лютой?
Что подумали бы вы о сыне, который, живя вдали от отца, так занят делами и удовольствиями чужой страны, что не думает о возвращении к отцу и не пользуется случаями наведаться о нем в его доме? - Без сомнения, вы сказали бы: видно, сей сын не любит отца. Что же посему должно подумать о человеке, который так занят земными заботами и удовольствиями, что не помышляет о своем возвращении к Отцу небесному и о Его доме - о небе, о вечности?

О, человек, непременно безсмертный, хотя бы ты о том не думал, хотя бы и не хотел того! Берегись забывать твое безсмертие, чтобы забвение о безсмертии не сделалось смертоносной отравой и для смертной жизни твоей и чтобы забываемое тобой безсмертие не убило тебя навеки, если оно тебе, не ожидающему его и не готовому, внезапно явится.



Всякому, начинающему жить в Боге, полезен страх муки и рождаемая от него болезнь... От этой болезни вскоре рождается всякая радость; этими узами растерзываются узы всех согрешений и страстей; этот мучитель бывает причиной не смерти, но жизни вечной.



Очень много зла от мысли, что смерть за горами. Извольте приблизить её и помните, что ей из-за гор ничего не стоит прискочить┘ Пересмотрите-ка все роды внезапных смертей и решите, какой из них не может повториться и над вами сейчас же, когда вы читаете эти строки? От беспечности нет мысли возбудительнее, как мысль о внезапной смерти.

Страх смерти - спасительный страх; но у вас спасительность сия уничтожается отсутствием упования спасения. Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая страха смерти, уничтожает убийственную его болезненность, растворяя отрезвляющее его действие на душу преданностью в волю Божию. Думайте чаще о смерти и о всём, что сопутствует ей и что последует за нею, и от всего заимствуя себе уроки, питайте свою сердечную преданность в волю Божию.



Помни, что согрешения твои достигли полноты своей, что юность твоя уже прошла. Настало, настало время твоего отшествия, время, в которое ты должен дать отчет в делах твоих! Знай, что там не искупит брат брата, не освободит отец сына.

Ежедневно умирай, чтобы жить вечно, потому что боящийся Бога жив будет во веки.



Содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого и что за каждую минуту сего часа ты должен будешь отдать самый подробный отчет. Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих, и что если попусту потратишь его, придет час, когда взыщешь его и не обретешь.



Кто о муке не помятует, того мука не минует.

Смерть подобна вору и хищнику: когда не думаешь, тогда скорее всего придет и подкрадется к тебе.



Невозможное для человеков дело, чтобы настоящий день провели мы благочестиво, если не думаем, что это последний день нашей жизни.

Ложась на постель, воображай твое возлежание во гробе; и будешь меньше спать. Когда сидишь за столом, приводи себе на память плачевную трапезу червей; и ты будешь меньше наслаждаться. Когда пьешь воду, не забывай о жажде в пламени неугасающем; и, без сомнения, понудишь самое свое естество.



Гроб ждёт меня, но я забываю его, потому что грех помрачил мой разум.

Полезно возбуждать в себе воспоминание о смерти посещением кладбища, посещением болящих, присутствием при кончине и погребении ближних, частым рассматриванием и обновлением в памяти различных смертей, слышанных и виденных нами.

К смертной памяти полезно принуждать себя, хотя бы сердце и отвращалось от нее. Она дар Божий, а понуждение наше к ней только свидетельство искренности нашего желания иметь этот дар. При понуждении себя нужно и молиться: Господи, даждь ми память смертную.


Нет сильнее способа к побуждению к добродетели, как память о смерти. С самого утра надо настраиваться на помышление о вечности, ибо какое будет утреннее настроение, такое останется и на весь день.
Не даром же и Св. Писание говорит: "помни последняя твоя и во веки не согрешишь".



Представляй себя в гробу и вокруг - других, скорбящих, и говори себе: "Эти мне не смогут ничем помочь, только я могу сделать что-то для спасения, пока живу".



Кто достойно именуется разумным? Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни: тот может положить предел своим согрешениям.

Эту мысль крайне ненавидит сатана и употребляет всю силу, чтобы исторнуть ее у человека. Если бы можно было, он отдал бы человеку царство целого мира: только бы посредством развлечения изгладить эту мысль в уме человека; он сделал бы это охотно, если бы мог. Коварный! он знает, что если помышление о смерти укрепится в человеке, то ум его не останется уж более в стране обольщения, и бсовские хитрости к нему не приближаются.



Страх, даже ужас перед смертью есть признак неправильного устроения. Пока Вы будете надеяться на свои дела и подвиги - Вы не сможете быть покойны.

Цепь дней моих есть цепь больших или меньших страданий, каждый новый день моей жизни есть новый шаг, приближающий меня к истлению. Приходят болезни, и трепещущее сердце вопрошает их: предвестники ли вы только моей кончины или уже дана вам власть разлучить тело от души разлукою горестною и страшною? Иногда умственное мое око, развлеченное суетою, оставляет созерцание моей печальной участи, но едва встретится какое-либо внезапное скорбное приключение, опять быстро притекает к моему любимому поучению, как младенец к сосцам матерним, к поучению о смерти, ибо в истинной печали сокрыто истинное утешение, и благоразумное памятование смерти расторгает смертные узы!



Когда входите в вагон железной дороги или на палубу парохода, уверены ли, что будете живы, что не погибнете в пути, что не ждет вас, вместо дальнейшей жизни, дно морское или кровь на рельсах?..
А если так, не надо ли нам помнить, всегда помнить слова Христовы: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи (Лк. 12, 35)?..
Надо всегда быть готовыми к смерти. Надо ложась в постель и вставая от сна думать, не будет ли это моя последняя ночь, мой последний день? Не попаду ли сегодня под трамвай на улице? Не погибну ли как-либо иначе?
Если так будем настроены, то к нам не будут относиться эти слова Божии: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя .

[ « Откуда к нам приходят мысли? ] [ Думали, что уже победили вредную привычку, и снова пали » ]
Оцените: