ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В НАЧАЛО О САЙТЕ ИСТОЧНИКИ ОТЗЫВЫ ССЫЛКИ ВЗЯТЬ БАННЕР

Как удержаться от осуждения?

Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

(Рим. 14, 12-13).



Чужая душа потемки.

Человека-то видать, а в человеке не видать.

С грехом бранись, а с грешником мирись.



Знай, судья, что сам будешь судим, и меньше согрешишь.



Не судите никого; где - суд, там нет любви.



 Когда видишь кого падающим, закрой скорее глаза да внутрь себя смотри, чтобы тоже не бухнуться.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).



Не осуждай никого из смертных, чтоб Бог не возгнушался молитвами твоими.

При самоукорении христианин увидит всех человеков святыми ангелами, а себя грешником из грешников, и погрузится, как в бездну, в постоянное умиление.



Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела, ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ.



Кто верует, что он, по исшествии из тела, должен предстать на суд Божий, тот ни в каком случае не будет осуждать ближнего, потому что сам должен дать отчет Богу во всех делах своих.



Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не признавай его в мысли твоей грешником, ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него, сделал он, по падении своем, что-нибудь доброе и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами.



Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть о себе, потому что все повинны во грехах и подлежим наказанию.



Если хочешь испытывать дела других, то рассматривай добрые дела их, а не злые.



Потребно держаться совета святого Исаака Сирина: "стараться не видеть злобы человека". В этом состоит чистота душевная...

Преподобный Макарий Египетский, увидев человека грешащего, сказал сам себе: он хоть и грешил, но сумеет покаяться; а если ты согрешишь, то покаяться не сумеешь. И таким разумением поставил себя ниже грешащего. Вот как древние св. отцы умудрялись смиряться и удерживать себя от суждения и осуждения.

Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией.

Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.

Как будешь кого осуждать, то скажи себе: Лицемере! Изми первее бревно из очесе твоего.



Что нам до чужих грехов, когда сами по уши в бездне греховной. Будем отселе молиться и просить Бога: положи, Господи, хранение устом моим. Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия (Пс. 140, 3-4). Господи, отврати очи мои, еже не видети погрешностей в начальнице моей! Господи, даруй мне зрети моя прегрешения!



Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего.



Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собой образ Божий.



У делателя евангельских заповедей взоры ума постоянно устремлены на свою греховность; с исповеданием ее Богу и плачем он заботится об открытии в себе новых язв и пятен. На согрешение ближних он не смотрит. Если по какому-либо случаю придется ему взглянуть на согрешение ближнего, то взгляд его бывает самым поверхностным и мимоходным.



И тогда, как грех брата будет не тайный, а явный, всем видный, ты старайся причину тому видеть не в том, что внушает недобрая страсть осуждения, а в том, на что может указать братолюбное к нему отношение.

Когда соблазнишься каким-либо недобрым поступком брата, не давай очам своим сна, пока не изгонишь из сердца своего сего соблазна и совершенно не умиришься с братом.

Пусть даже чей-нибудь грех будет не только явный, но и очень тяжкий и исходит из ожесточенного и нераскаянного сердца, ты и при этом не осуждай его, но возведи очи ума твоего к непостижимым и дивным судам Божиим и увидишь, как многие люди, бывшие прежде пребеззаконными, потом каялись и достигали высокой степени святости и как, с другой стороны, иные, стоявшие на высокой степени совершенства, падали в глубокую пропасть. Смотри, не подвергнуться бы и тебе такому бедствию за осуждение.



Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда даже если он прав. Он всегда называет себя виноватым, поскольку думает о том, что не использует тех благоприятных возможностей, которые ему даются. К примеру, если такой человек видит, как кто-то ворует, то думает о том, что и сам воровал бы еще больше, если бы сбился с правильного пути. Бог мне помог, говорит такой человек, однако я приписал Его дары себе самому. Это воровство большее, чем то, что совершает мой ближний: разница лишь в том, что его воровство заметно, а мое остается скрытым.



Повидимому (т. е. внешне - составители) ты, человек, обнаруживаешь ревность свою против чужих недугов, а в действительности свою душу лишил здравия. Поэтому потрудись лучше над оздоровлением своей души. Если не желаешь врачевать немощных, то знай, что больные более нужды имеют в попечении о них, нежели в порицании. А ты и другим не помогаешь, и самого себя ввергаешь в тяжкую, мучительную болезнь.

Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны; и если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И почему ты ненавидишь его? Ненавидь грехи его - и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как плакал Он об Иерусалиме (Лк. 19, 41)?



Кто о грехе ближнего источил горячие слезы, тот исцелил себя самого от того же, за что оплакивал брата.



...Видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал: горе мне! как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра. Видишь ли твердость? Видишь ли состояние души?

Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келью его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всем, или даже обо всем земном, и так весь свой ум устремил ввысь, что не находит времени и келью свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келья его чиста.

Авва Дорофей (620).



Когда будешь замечать чужие немощи и гордиться перед другими мысленно, надо отвечать помыслу бесовскому: Я хуже всех.



Когда осуждаешь, молиться так: Ведь это я, Господи, согрешаю, меня прости, меня помилуй.



Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущившему его бесу.



1) Всякому на себя смотреть, и свои пороки и грехи перед глазами положить, и их очищать стараться: ибо за них будет истязан перед судом Божиим, если не покается. Такое рассмотрение собственных грехов не допустит чужих пороков изыскивать. Как немощный, видя свою немощь, заботится о себе, а не о других, так, кто свою душевную видит немощь, старается от нее освободиться, и сперва старается исправить себя, нежели других, сперва бревно из своего глаза вынуть, нежели сучок из глаза брата своего.
2) Помнить, что за осуждение такое сам будет судим.
3) Беречься от разговоров непотребных, в которых люди только пересуживаются и то одного, то другого имя и честь терзается.
4) Удаляться от тех, которые привычку эту злую имеют, как от прокаженных, которые злосмрадным своим запахом и другим вредят.
5) Брату падшему или падающему духом любви соболезновать, и от его падения самому осторожно поступать, и за него молиться милосердному Богу, чтобы падшего восставил, а тебе в тот же грех впасть не попустил.
6) Имеющим злую привычку молиться с Псаломником: Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140, 3), - и вышеописанные причины помнить.

[ « Какова истинная любовь? ] [ Вы любите разговоры о вере » ]
Оцените: